Российские пропагандисты, которые начинали уже злорадствовать по поводу отсутствия украинского контрнаступления на Херсон, снова в печали. Освобождение украинского юга началось. Официальные крупные федеральные СМИ молчат, лишь некоторые фронтовые корреспонденты признают настоящее плачевное положение на фронте. Украинская сторона также не комментирует деталей операции – просто заявила об активизации боевых действий.
Контрнаступление на юге анонсировалось еще с июля. Когда оно начнется, никто не знал, а сроки назывались лишь приблизительные. Длительное ожидание заставило даже сомневаться – не было ли это всего лишь информационной операцией, которая отвлечет внимание от удара на другом направлении. Теперь же украинские министры, губернаторы и глава Офиса президента в ироничном стиле уведомляют общественность намеками. Так Андрей Ермак цитирует строки украинского гимна: «И сгинут наши враги, как роса на солнце, под жгучим небом украинского августа».
На правом берегу Днепра, в Херсонской области, находились как минимум две общевойсковые армии ВС РФ. Несколько недель назад после активизации на этом направлении, когда ВСУ, получив HIMARS, начали методично уничтожать переправы через реку, стало известно о переводе штабов армий на левый берег.
С одной стороны, российский гарнизон фактически загнали в окружение, ведь отступать теперь некуда. С другой – крайне проблематично через понтонную или паромную переправу доставлять снабжение, продовольствие, боеприпасы и новую технику. Тем более что даже тыловые склады на левом берегу ВСУ успешно уничтожали последние полтора месяца.
Просто так сдать Херсон – единственный областной центр, который удалось захватить после полномасштабного вторжения – для российского командования будет информационной катастрофой. Однако мотивации держать героическую оборону у солдат ВС РФ нет, и тем более она отсутствует у подразделений т. н. «ЛДНР», которых бросили за пределы их «республик».
Прогнозировать, каким будет результат битвы за Херсон нельзя, это зависит от множества факторов, которые в основном держатся сейчас в секрете. Однако единственный очевидный вывод уже на данный момент в том, что положение российской армии на юге плачевное.
Украинская армия долго готовилась к освобождению своих территорий, получала западную технику, уничтожала логистику и запасы российских войск, выжидала окончательного упадка сил, чтобы ударить в оптимальный момент. Это было необходимо, чтобы получить лучший результат из возможных.
«Кто-то хочет знать, какие у нас планы? Вы не услышите конкретики ни от одного действительно ответственного лица. Потому что это война. И так – на войне», – прокомментировал контрнаступление президент Украины Владимир Зеленский.
Это исчерпывающий ответ на действия ВСУ, ведь на войне противники не будут предупреждать друг друга о подготовке к атаке. Спикер оперативного командования украинских войск «Юг» Наталья Гуменюк попросила общественность воздержаться от подробного разбора полетов:
«Мы начали наступательные действия на многих направлениях в нашей зоне ответственности и прорвали первую линию обороны противника. Естественно, называть эти направления мы не будем. В дальнейшем очень просим воздержаться и не разгонять эти события, не выискивать дополнительных деталей, не провоцировать военных на то, чтобы они распространяли информацию о том, что действительно там происходит. Достаточно того сообщения, которое уже распространено: есть прорывы и есть возможность для развития этих событий с нашей стороны, а некоторые подразделения врага отступили. Любая военная операция нуждается в тишине».
Впрочем, некоторые пояснения от официальных лиц с украинской стороны все же последовали: украинская группа войск «Каховка» сообщила, что свои позиции на поле боя бросил 109-й стрелковый полк «ДНР», а следом за ними сбежали российские десантники.
Советник Офиса президента Алексей Арестович вторит словам военных и главы государства: «Я предлагаю посмотреть, что будет дальше… Пока скажу так: ВСУ перешли в маленькое симпатичное (по крайней мере, так оно сейчас выглядит) наступление, прорвали на нескольких участках линию фронта, развивают наступление в глубину, прервали или почти прервали снабжение через мосты и паромные переправы».
Без каких-либо лишних деталей информацию о начале контрнаступления подтвердил ведущий CNN Джим Шутто со ссылкой на американскую разведку: «Украинские силы начали операции по «прощупыванию» на юге Украины, чтобы подготовить поле боя для серьезного украинского контрнаступления, сообщили мне два высокопоставленных американских чиновника, проинформированные о разведданных. США считают, что будущее контрнаступление будет включать воздушные и наземные операции. Операции по «прощупыванию» являются стандартной военной практикой перед наступлением и включают в себя ударные системы вооружения, командование и управление, склады боеприпасов и другие цели для подготовки поля боя к запланированному наступлению. По словам высокопоставленного американского чиновника, эти планы появились после того, как война России на Украине прошла шестимесячную отметку, а оценки США указывают на то, что Россия смогла развернуть на передовой меньше подразделений, чем первоначально предполагалось».
Игнорировать столь заметное событие на фронте, особенно после двухмесячной тишины и отсутствия продвижения российских войск, Минобороны РФ не смогло. Игорь Конашенков сообщил, якобы атака была отражена, никаких потерь, как всегда, нет, ситуация под контролем.
Однако даже российские фронтовые корреспонденты, особенно те, кто находится на Южном направлении, пишут едва ли не о катастрофическом положении дел.
Бывший главарь террористических группировок Игорь Стрелков пишет, что отступать российской армии больше некуда: «На Херсонском фронте противник за ночь вновь обстрелял «хаймерсами» плотину Новокаховской ГЭС и объекты в Херсоне.
Отмечены неоднократные обстрелы «пакетами» этих ракет наших передовых линейных частей. Как отмечают корреспонденты, «видимо, ракет много» — не экономят, уже и по пехоте бьют».
Телеграм-канал российской ЧВК «Вагнера» GREY ZONE сообщает о тщательно продуманной военной операции: «Можно сказать точно, что противник подошел к вопросу не ура, а со всей уверенностью в своих силах. ВСУ удалось закрепиться и создать плацдарм на одном из прорванных участков. Противник ожидает подхода сил. Основные их маневры по выводу сил на позиции, вероятно, будут осуществлены с наступлением темноты…
Играем от обороны. Есть ожидания, что ВСУ нанесет насколько ей возможный удар по дорожной инфраструктуре Каховской ГЭС».
Еще один военный телеграм-канал RUSVARG публикует одно пессимистическое сообщение за другим: «Сообщают о тяжелых боях на Николаевском направлении. Работают танки противника. Обострение по всей линии фронта».
«Поступает очень тревожная информация. До 13 танков противника пытаются прорвать нашу оборону на Николаевском направлении. Ведутся тяжелые бои».
Не объясняя причин, государственные «РИА Новости» со ссылкой на так называемого «главу Херсонской администрации» сообщают об эвакуации: «В Новой Каховке объявлена эвакуация с рабочих мест, люди уходят в убежища, но работа по подготовке школ продолжается».
Фронтовой телеграм-канал «Тринадцатый» пишет: его источники на местах не выходят на связь, что может свидетельствовать об их гибели: «Ночь выдалась та еще, по Херсону и Новой Каховке жестко прилетало, сейчас жду новостей от ребят. Пока на связь никто не выходит…
Другие каналы, как всегда, говорят, все нормально и т. д. Но обстановка очень сложная…
Ребят, идут тяжелые бои, ситуация может меняться ежесекундно. Потому поймите, что то, о чем рапортует пресс-служба, делите на десять. Держим руку на пульсе, из Каховки ребята исчезли со связи, у нас тоже е*ошат сейчас».
Не признавать потери, придумывать хитрые планы во время поражений, замалчивать правду – традиционная информационная стратегия российских официальных источников, поэтому думать, что власть и подконтрольные ей СМИ расскажут о ситуации, не стоит.
Российские войска могут определенное время еще держать оборону Херсона и прилегающих территорий, для этого там есть достаточно ресурсов. Однако положение на фронте уже не изменить – украинское контрнаступление, которое так долго прогнозировали и предрекали, началось и, исходя из общей тенденции, закончится освобождением оккупированных территорий.