Семь месяцев войны – не круглая дата, но именно к этому моменту ситуация в российской армии стала критической. Накануне успешное украинское контрнаступление обратило ВС РФ в бегство на Харьковском направлении, из-за чего Кремль объявил о частичной мобилизации. Потери в армии России зашкаливают, хотя их все еще не признают. Война все больше переходит в российские регионы, разрушений становится все больше.
Объявление мобилизации вынудило российское руководство подытожить результаты семи месяцев войны и как-то оправдать столь радикальные меры. Свои поражения списали традиционно на НАТО, наемников, сотни спутников и прочие преувеличенные аргументы.
Официально министр обороны Шойгу озвучил цифру 5937 военных. Такая мизерная цифра вызвала недоверие не только в Украине и на Западе, но даже среди поборников войны. Американская разведка еще в августе указывала не менее 25 тысяч погибших российских военных, а украинский Генштаб непосредственно на поле боя к 24 сентября насчитал 56 тысяч погибших.
Многие задались вполне простым и логичным вопросом, если потери ВС РФ столь малы, зачем проводить мобилизацию?
При этом украинской армии засчитываются какие-то колоссальные потери, которых у них как раз нет. Якобы 61 тысяча украинских военных погибли, а 49 тысяч – ранены. Официально Киев давно не озвучивал собственных потерь, но, не считая сентября, все предыдущее время украинская армия держала оборону, поэтому у них потери были в три раза меньше, чем у российской наступающей армии.
Харьковское наступление было настолько стремительным, что потери с украинской стороны там также минимальные. Об этом может говорить лишь тот факт, что как таковых боестолкновений было немного – российские военные просто убегали с позиций и бросали все оружие или же попадали в плен.
Однозначно подтвержденные потери ВСУ составляют более 10 тысяч человек, но вряд ли эта цифра существенно изменилась за последний месяц.
Численность украинской армии около двух месяцев назад озвучил президент Украины Владимир Зеленский. Так ВСУ после нескольких волн мобилизации исчисляются 700 тысячами военных. Кроме них, в боевых действиях участвуют спецслужбы, украинская полиция и Национальная гвардия. Лишь часть из всех этих подразделений находится на передовой, многие другие находятся в резерве или на других участках.
Численность российской армии, по данным украинского министра обороны Резникова, достигает 200 тысяч человек. Однако стоит учесть, что постоянные потери замещаются каждый раз все менее квалифицированными военными.
Объявленная 21 сентября частичная мобилизация предписывает призвать 300 тысяч человек на воинскую службу. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнил, что все это будет происходить не в один этап. Но 7-й пункт о количестве необходимых призывников, тем не менее, засекречен. По словам Шойгу, мобилизационный потенциал России – 25 миллионов человек, из которых сейчас хотят задействовать более 1 процента. Сколько же будет призвано на самом деле – станет известно спустя примерно два месяца.
Для того чтобы российская армия в условиях грядущего поражения смогла переломить ситуацию на линии фронта в свою пользу, 300 тысяч человек недостаточно, хорошо оснащенную и мотивированную украинскую армию удастся сломить в буквальном смысле миллионами солдат, а такое российское государство попросту не выдержит. Хотя формально попытаться воплотить этот план в жизнь вполне могут.
Подсчитать точное число убитых и раненых в ходе российского вторжения крайне сложно. Достоверные данные есть только с украинской стороны, а на оккупированных территориях международным организациям приходится пользоваться непроверенным данными.
По подсчетам Управления верховного комиссара ООН по правам человека, за период с 24 февраля по 18 сентября погибло 5916 гражданских лиц, а было ранено – 8616 человек. Среди погибших – 379 детей, среди раненых – 663. В УВК Организации Объединенных Наций при этом уточняют, что потери, очевидно, выше, но названые цифры – подтвержденные.
Потери бронетехники, авиации и другого вооружения подсчитать еще сложнее, чем людей. Много техники, которая поставляется Украине, засекречена, ее количество неизвестно. Настоящие потери в рамках военной тайны ни одна сторона не раскроет. Количество передаваемого вооружения Киеву также очень часто не раскрывается.
С российской стороны много техники было не только подбито, но и утрачено в качестве трофеев в пригодном состоянии, а поскольку все вооружение – советское, только военное командование знает настоящее положение дел.
Из открытых источников сообщается, что суммарно ВСУ за семь месяцев войны потеряли более 400 единиц бронетехники, а ВС РФ – почти семь тысяч единиц.
Артиллерийских систем Россия потеряла более 1340 единиц, а украинская армия – свыше 100 штук. 318 реактивных систем залпового огня было уничтожено украинцами, а российские военные подбили более 20 аналогичного украинского вооружения.
Количество сбитой российской авиации, включая самолеты и вертолеты, достигло 470 единиц, а с украинской стороны сообщается о 61-м воздушном судне.
Сравнение оккупированных и освобожденных территорий лучшего всего делать по трем отправным пунктам. По состоянию на 24 февраля до момента полномасштабного вторжения было оккупировано семь процентов территории Украины, то есть 43 тысячи квадратных километров.
К концу марта, на пике военных успехов российской армии, Киев потерял контроль над 33 процентами своей земли, или 196 тысячами квадратных километров.
К 24 сентября была освобождена практически полностью Харьковская область, кроме этого, значительные территориальные успехи ВСУ совершили в Донецкой и Херсонской областях. Сейчас ВС РФ удерживают еще 90 тысяч квадратных километров, или почти 15 процентов территории Украины. Еще месяц назад этот показатель превышал 21 процент, но украинская армия вернула себе часть своей земли.
Осенний период не располагает к широкомасштабным наступательным операциям, поэтому вряд ли к следующему месяцу боевые действия интенсифицируются, и показатели существенно изменятся. Однако если не произойдет неких непредвиденных обстоятельств, то последний рывок российской армии произойдет в конце осени – начале зимы. К тому моменту ВС РФ, пополнившись тысячами мобилизованных военных, попробуют в последний раз изменить ситуацию на поле боя. Однако результат, судя по предыдущим операциям, уже известен, и он очевидно не в пользу Кремля.
К тому же в Украине мобилизация не прекращалась, так что кадровый резерв будет пополняться и дальше. А новую бронетехнику, артиллерию, ПВО и, возможно, даже авиацию будут поставлять западные союзники, которые в очередной раз убедились в недоговороспособности Кремля после решений о «референдуме» и мобилизации в России.
Единственное, чего нельзя избежать, но совершенно точно можно прогнозировать – это дальнейшее увеличение гражданских потерь, которые все еще никак не защищены от постоянных российских обстрелов с воздуха.