ghost
Остальное

Семь месяцев войны. Мобилизация в России и Украине

24 сентября, 2022

Это 4 из 4 часть истории "Семь месяцев войны"

Стратегический «тупик», в котором уже не первый месяц находятся оккупационные войска России, заставляет руководство РФ срочно искать выходы из этой ситуации. Практически все преимущества российской армии были успешно нивелированы Силами обороны Украины. Был сорван «блицкриг» первых недель войны, российская авиация проиграла битву за воздушное пространство, российский флот потерял флагмана, несколько кораблей, базу морской авиации и вынужден был отступить с острова Змеиный и Черноморского побережья Украины.

На седьмой месяц войны Путин объявил мобилизацию. Кажется, что это его «предпоследний» шанс хоть как-то повлиять на ход войны в Украине. О возможности такого решения говорили давно, но большинство экспертов и аналитиков сходились во мнении, что такой шаг будет достаточно рисковым для российской власти и может негативно отразиться на ситуации внутри страны. Поддержка войны в российском обществе падает, а мужчины призывного возраста не имеют никакого желания умирать за больные путинские амбиции. Но, несмотря на это, Кремль все же пошел на этот шаг, что вызвало определенную реакцию среди россиян, люди по всей стране начали выходить на спонтанные митинги против войны и мобилизации.

Кто – в аэропорт, а кто – в военкомат?

После оглашения Путиным своего обращения к народу российские мужчины, которые рискуют быть мобилизованными, начали выстраиваться в огромные очереди, чтобы успеть покинуть страну, пока это еще возможно. В аэропортах начался ажиотаж, а по всем направлениям, куда еще летает российская гражданская авиация, билеты подорожали в несколько раз, а потом и вовсе закончились. Аналогичная ситуация и на сухопутных границах: на пунктах пропуска в Армению, Грузию и даже Монголию выстроились многокилометровые очереди из желающих поскорее покинуть Родину.

Очередь в аэропорту Внуково. Фото: соцсети

В этом контексте интересно сравнить, как мобилизация проходила в Украине. Еще до ее официального объявления с самого утра 24 февраля в военкоматы украинских городов начали выстраиваться очереди из желающих защищать свою страну. Этот ажиотаж держался довольно длительное время и даже сейчас желающих пойти в ряды ВСУ остается довольно большое количество. Альтернативой мобилизации через военкомат для украинских мужчин стала и Территориальная оборона. Не дожидаясь повесток многие граждане самоорганизовались и создали многочисленные отряды самообороны. На данный момент численность украинской ТрО насчитывает 130 тысяч человек.

В ряды ВСУ и Теробороны вступали не только рядовые граждане. Многие украинские звезды, певцы, юмористы, актеры и режиссеры с первых дней войны стали под ружье. Все они заявляют, что не могут быть в стороне от событий и готовы защищать Украину любым доступным им способом. Самые заметные среди них – это Андрей Хлывнюк из группы «Бумбокс», Олег Михайлюта (ТНМК), Тарас Тополя из «Антител», Юрий Ткач (юморист 95 квартала).

Увидим ли мы в рядах российской армии Киркорова, Баскова, Газманова или Тимати – вопрос риторический. Им, как и всем гражданам РФ, эта война не нужна, никто не готов идти на жертвы, тем более когда тебе так и не понятно, за что ты должен умереть? Свой «воинский долг» российские звезды отрабатывают на сцене: в России полным ходом идет серия концертов и мероприятий, призванных поддержать мобилизацию и увеличить количество призванных в армию. Это ярко демонстрирует огромную разницу в ментальном восприятии мобилизации в России и Украине. Если в первом случае – это война одного деда против соседней независимой страны, то во втором случае – это война всего народа за независимость и само право существовать.

СВО или все-таки война?

Россия давно перестала быть правовым государством. Ситуация с мобилизацией лишь подтверждает, ведь по законам РФ она может быть объявлена только в случае военного или чрезвычайного положения. Ни первого, ни второго в РФ нет. Несмотря на это Путин подписал указ о якобы «частичной» мобилизации.

Указ президент РФ о частичной мобилизации

Провести всеобщую или хотя бы частичную мобилизацию Владимира Путина призывали многие «патриотически настроенные» политики, журналисты, блогеры, эксперты. Эти требования порой публиковались в довольно резкой и даже оскорбительной для Кремля форме. Аргумент сторонников объявления «полноценной войны» был таков: без проведения мобилизации России грозило поражение на фронте. Отчасти их прогнозы сбылись: хотя российская армия и не потерпела поражения, но Украина смогла воспользоваться нехваткой у нее живой силы на фронте, собрать и подготовить достаточно войск, чтобы провести успешное контрнаступление под Харьковом.

Насколько мобилизация будет «частичной», сказать сложно, ведь в опубликованном указе нет никакой конкретики. Немного больше о планах Кремля рассказал Сергей Шойгу, который выступил по федеральным каналам сразу после обращения Путина. Шойгу заявил, что это затронет один процент от общего мобилизационного ресурса. Всего, по словам министра, будут призваны в армию 300 тысяч человек. Между тем в тексте указа никак не определены все те ограничения, о которых говорили Путин и Шойгу. Там лишь говорится о том, что мобилизация будет частичной.

Фото: masterok.livejournal.com

Маргарита Симоньян заявила, что «Поговорила с Минобороны РФ, попросила уточнить, кто именно попадает под мобилизацию. Вот ответ. Мобилизации подлежат граждане, которые попадают под все три пункта: 1. Кто отслужил. 2. Кто имеет военно-учетную специальность, которая нужна сейчас (какая именно нужна сейчас — засекречено). 3. И главное. Кто имеет боевой опыт». Но на практике (какой сюрприз) это не работает. За первые три дня мобилизации стали известны многочисленные случаи, когда на фронт забирают тех, кого забирать не имеют права: многодетных отцов, студентов, людей без боевого опыта.

В то же время в Украине процесс мобилизации в армию достаточно прозрачен и понятен, а главное – соответствует законам страны. Общая мобилизация в Украине происходит в четыре этапа. Первая очередь оперативного резерва — бывшие военнослужащие до 40 лет, которые имеют боевой опыт и отслужили в армии по контракту или во время одной из предыдущих волн мобилизации (речь идет именно о ветеранах боевых действий с 2014 года, а не всех, кто когда-либо проходил срочную службу). Вторая очередь оперативного резерва — военнослужащие, проходившие срочную службу до 2014 года или служившие по контракту. Под третью волну попадает мобилизационный резерв — военнообязанные граждане, которые закончили военные кафедры вузов как офицеры запаса и не призывались во время предыдущих мобилизационных волн. И наконец четвертая волна – это общественный резерв — остальные граждане, которые не имеют возрастных и физических ограничений по призыву на военную службу и могут быть привлечены для комплектования ВСУ и других военных формирований исключительно в особый период (применяется в случае худшего сценария полномасштабной войны). В данный момент в Украине мобилизованы граждане, попадающие в первые две очереди.

Мобилизация закрутит гайки еще сильнее?

Мобилизация не связана с введением военного положения – это два совершенно разных понятия. Простое объявление мобилизации подразумевает не только призыв на военную службу. Она касается изменений в работе органов власти, промышленности и вообще всей экономики. За несколько дней до выступления Путина Госдума в экстренном порядке приняла поправки к Уголовному кодексу РФ. Туда добавили несколько новых статей и определили ответственность за преступления против военной службы, совершенные в ходе мобилизации, в военное время и в период военного положения. Наказания за некоторые преступления ужесточат, если они совершены в период мобилизации, в период военного положения, в военное время, в условиях вооруженного конфликта, в условиях ведения боевых действий. Все эти условия теперь будут считаться отягчающими обстоятельствами. В силу двух последних пунктов новые нормы можно использовать и без объявления войны или мобилизации — уже в рамках «специальной военной операции».

Фото: gettyimages / Daniel Semyonov

Теперь в случае повторного нарушения условий оборонного контракта или за отказ его заключить предусмотрено уголовное наказание от штрафа в размере от одного до трех миллионов рублей до лишения свободы на срок от четырех до восьми лет. При ущербе от пяти миллионов рублей или невыполнении гособоронзаказа виновному грозит срок от пяти до десяти лет.

Кроме того, закон криминализирует отказ от воинской службы для контрактников. Это довольно большая проблема для российской армии: многие военнослужащие-контрактники отказываются участвовать в боевых действиях, разрывают контракты, имея на это юридическое право в рамках нынешней ситуации, когда, по официальной версии, Россия ведет не войну, а ограниченную военную операцию. После мобилизации по новому закону им грозит за это уголовное наказание.

При введении военного положения (которое пока не было объявлено) в России могут быть приняты и другие меры, которые наделят президента и исполнительную власть исключительными полномочиями. Например, может быть прекращена деятельность политических партий; запрещены митинги, собрания и пикеты; введена цензура; ограничено движение людей, включая запрет на выезд из страны, смену места жительства; объявлен комендантский час; у жителей может быть в любой момент изъято имущество для нужд обороны; запрещена продажа оружия и многое другое. Список мер перечислен в статье 7 закона «О военном положении».

Подготовка войск и моральное состояние двух армий

Мобилизация – это лишь начало пути для российского мужчины, которого призовут в армию. После начала мобилизации может возникнуть проблема подготовки военнослужащих. В частях и соединениях необходимо будет провести боевое слаживание, а также подготовку мобилизованных, большинство из которых, вероятно, уже могли потерять профессиональные военные навыки. Насколько эта подготовка будет качественной, не может сказать пока никто, но, судя по ситуации на украинских фронтах, где РФ ощущает острую нехватку живой силы, заморачиваться никто не будет.

Русская служба Би-би-си рассказывала, как ее корреспондент под видом директора одного из предприятий, позвонил военкому для уточняющих вопросов, касающихся мобилизации. Запись разговора, на которой военком подтверждает свои имя и фамилию, есть у редакции. Он подробно ответил на вопросы «директора» о требовании отправить сотрудников на сборы. На уточняющий вопрос «директора», идет ли речь о «двухнедельных сборах», военком ответил: «Сборы отменили, от-ме-ни-ли, предоставьте данные и будем из них выбирать на спецоперацию людей».

Фото: Виталий Тимкив

Главным минусом массовой мобилизации и резкого увеличения личного состава армии РФ станет проблема его материально-технического, вооруженного и финансового обеспечения, усиливающаяся с каждым днем войны в Украине. Другим препятствием на этом пути является военная доктрина РФ, при которой российская армия должна быть массово насыщена военной техникой (в первую очередь танками и БМП), чтобы в состоянии выполнять наступательные задачи. Однако качественная подготовка даже экипажей бронетехники должна занимать несколько месяцев, не говоря уже о специальной технике ПВО, авиации и флота. Учитывая огромные потери боевой техники на украинском фронте, возможности обеспечить новые массы личного состава танками и БМП в нужном количестве оказываются под вопросом.

Остается открытым вопрос и морального состояния тех, кого заберут на фронт. Мобилизация – мероприятие принудительное. Мобилизованные отличаются от контрактников прежде всего тем, что последние идут служить по доброй воле. Другими словами, отличие – в мотивации. Военнослужащий на войне находится в обстоятельствах, когда он должен по приказу идти и рисковать собственной жизнью. Простого подчинения приказу недостаточно. Ярким примером тут служат мобилизованные жители Донецкой и Луганской областей, которые оказались на территориях, подконтрольных властям самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Судя по комментариям, в том числе и пророссийских наблюдателей, боевой дух вооруженных формирований этих регионов был довольно высоким в первой части конфликта, когда они были укомплектованы добровольцами. Когда же эти отряды стали комплектоваться плохо обученными гражданскими, которых мобилизовали насильно, боеспособность частей снизилась. Сложно предположить, что насильно призванные и отправленные на войну люди будут настолько же мотивированы, как кадровые военные или добровольцы.

Украинцам же мотивации и боевого духа не занимать и это понятно – ведь они защищают свою землю от оккупантов. Более того, основная часть ВСУ и Теробороны укомплектована не только людьми, имеющими боевой опыт, но и теми, кто добровольно пошел на фронт, а значит, имеет на это собственные причины и мотивацию.

Фото: delo.ua

Еще одна большая разница в мобилизации в России и Украине – это реакция международного сообщества. Мобилизация, пусть и частичная, – это резкая эскалация конфликта, который хоть и был по сути полномасштабной войной, но все-таки удерживался в определенных рамках. Например, западные страны, прежде всего США, ограничивали военно-техническую помощь Украине, не поставляя ей все то оружие, которое она запрашивала. Отчасти это объяснялось опасениями, что Украина начнет наносить удары по объектам на территории России. Были и другие ограничения. Пока рано говорить о каких-то ответных действиях иностранных государств на заявления Путина и Шойгу, но мобилизация, пусть и частичная, а особенно – угроза применения ядерного оружия, которая также содержалась в выступлении российского президента, выведет конфликт на новый уровень. В этой ситуации Украина может получить еще больше западного вооружения и военной техники в качестве ответа на объявленную мобилизацию в РФ.

Series Navigation<< Предыдущая часть