Одна из первых русских художниц, прославившаяся в мировом искусстве, Зинаида Серебрякова родилась в усадьбе Нескучное в Курской губернии в 1884 году. Тут она проживет свои лучшие годы и напишет одни из самых известных работ. С приходом Октябрьской революции она будет вынуждена покинуть родину, а родной дом Зинаиды сожгут вместе с ее работами. В 2017-м в Нескучном создадут музей в память о художнице, однако история повторяется – спустя столетие, незваные гости снова пришли на родную землю художницы. В первые дни полномасштабного вторжения в Украину, российские войска оккупировали село Нескучное.
Нескучное — старинная усадьба, расположенная на границе Курской и Харьковской губерний. Была приобретена в середине XIX века скульптором Евгением Лансере. В 1884 здесь родилась младшая дочь в семье Лансере –Зинаида.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, в девичестве Лансере родилась в селе Нескучное Курской губернии 28 ноября 1884 года в семье известного скульптора-анималиста Евгения Лансере и Екатерины Бенуа — дочери русского архитектора и профессора ИАХ Николая Бенуа. Рисовала с первых лет жизни. Училась в Петербургской рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина, в частной студии художника-портретиста О. Э. Браза, затем — в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Карьера художницы складывалась удачно. Ее известный автопортрет «За туалетом» 1909 года прямо с VII Выставки Союза русских художников был приобретен Третьяковской галереей. Она участвовала в росписи зала ресторана Казанского вокзала в Москве. Вступила в объединение «Мир искусства». Счастливо вышла замуж, родила четверых детей. Нескучное становится «главным действующим лицом» в живописи Зинаиды Серебряковой. Она много работает с натуры: пишет пейзажи, крестьян, делает портреты домашних.
В феврале 1917-го в возрасте 32 лет Серебрякову выдвигают на соискание звания академика Императорской академии художеств. Но тут приходит Октябрьская революция и полностью разрушает жизнь Зинаиды. С ростом политической напряженности в Украине, семья была вынуждена перебраться сначала в городок Змиёв, а затем и в Харьков. В 1918 году муж художницы, работавший в Москве, был арестован во время «красного террора», почти полгода о нем ничего не было известно. В 1919-м он умер от тифа на руках у супруги и детей. Тогда Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. А в ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых, где родилась художница и где было написано большинство ее картин, разграбили «революционно настроенные» крестьяне, после чего усадебный дом сожгли вместе с полотнами художницы. И на руинах своей жизни Зинаиде Серебряковой пришлось отстраивать свою жизнь.
Дочь художницы Екатерина в интервью к своему столетию так вспоминала эти события:
«Так как большевики все сломали, в том смысле, что жизнь людей изменилась. Все богатые люди и знатные уезжали, у нас крестьяне пришли и сказали, что “мы вас спасти не сможем”, у нас нет оружия, а все вокруг уже убиты, а мы хотим, чтоб вы еще жили. Мама взяла телегу, посадила нас и навсегда уехала, увезла нас».
Тогда Зинаида Серебрякова отказалась перейти на популярный в советское время футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. В январе — октябре 1920 году она работала в Харьковском археологическом музее, где выполняла зарисовки экспонатов. Семейство жило в Харькове на грани бедности. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».
Не выдержав бедности и лишений, в 1924 году художница временно уезжает на заработки в Париж, но останется там до конца жизни. Когда во Франции за советское гражданство грозил концлагерь, Серебряковой пришлось официально стать беженкой и получить гражданство страны, потеряв связь с родными. Младшие дети — Александра и Екатерина — воссоединились с матерью в 1925-м и 1928 году А вот старших — Евгения и Татьяну, а также престарелую мать, несмотря на все усилия Серебряковой, из СССР так и не выпустили.
Серебрякова постоянно жила и работала в Париже, неоднократно посещала Италию, Швейцарию, Германию, Бельгию, Англию и Марокко, работала в Южной Франции и Бретани. И только спустя 36 лет разлуки, ее смогла посетить дочь Татьяна, ставшая театральной художницей во МХАТе. Тогда же, во времена хрущевской оттепели, искусство Серебряковой вернулось на родину. В 1965–1966 годах персональные выставки прошли в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске. Она становится популярной в СССР, ее альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром. А Государственный Русский музей купил сразу 21 картину художницы.
Однако сама Серебрякова не ожидала такого успеха. В своих письмах другу она скажет: «Не представляю, что из моих вещей может привлечь внимание публики СССР? В моем искусстве нет ведь никакой «оригинальности» ни в сюжетах, ни в манере рисования… Все, что я за мою жизнь рисовала, носит неоконченный характер этюдов…». «Моя выставка в Москве уже давно закрылась, теперь выставку эту отправляют в Киев, а затем в Ленинград, в залы Русского музея, где устраивают временные выставки. Народу на моей выставке перебывало много, но какой был «материальный» успех, я не знаю ничего… Вообще моя дочь (затеявшая всю эту «историю» с выставкой) ничего толково мне не написала, и я даже не знаю, что именно было выставлено из присланных из Парижа моих этюдов…»
На родину Зинаида Серебрякова уже не вернулась. Художница умерла в 82 года и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже
В конце 1990-х в селе Нескучное в здании местного клуба была создана экспозиция, рассказывающая о земляках, — отце художницы, скульпторе Евгении Лансере, Зинаиде Серебряковой и других представителях незаурядной художественной династии. С 2015 года экспозиция пополнялась стараниями «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой», и клуб был преобразован в Культурно-исторический центр памяти семьи Лансере — Бенуа — Серебряковых.
А в 2017-м в селе Нескучное, где проживает около 100 человек, местные жители решили увековечить память художницы. И своими силами открыли культурно-исторический центр памяти семьи Лансере — Бенуа — Серебряковых в здании бывшего сельского клуба. По словам местных жителей, экспонаты для нового музея собирали всем Харьковом. В здании бывшего сельского клуба появилось два зала музея, в которых решили увековечить память знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой.
С первых дней вторжения село Нескучное находится в оккупации российских войск, поэтому, в каком состоянии сегодня находится музей и осталось ли от него что-то, остается только догадываться. Всего с начала полномасштабного вторжения России оккупационными войсками, по данным ЮНЕСКО, были разрушены 54 церкви, 11 музеев, 15 памятников, 7 библиотек, 26 исторических зданий и 14 культурных центров.
Спасти уцелевшие культурные объекты сейчас Украине помогает ЮНЕСКО и датское подразделение Международного комитета Голубого Щита (Blue Shield) – организации, основанной для защиты культурного наследия в случае вооруженных конфликтов и стихийных бедствий.
«Возможность построить заново разрушенные здания – это символ светлого будущего. Невозможно разрушить идентичность страны, ее историю. После Второй мировой войны многие европейские города были полностью разрушены, но затем центры городов удалось восстановить. С помощью нашего проекта мы надеемся сохранить как можно больше 3D-копий зданий и памятников, чтобы после войны в Украине тоже была бы возможность все восстановить», – говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки» председатель Blue Shield Denmark Сёрен Ла Кур Йенсен.
Поэтому можно надеяться, что и музей Зинаиды Серебряковой будет восстановлен после деоккупации села. А местные жители продолжат чтить память своей соотечественницы.