Безусловно, война диктует свои правила – однако вряд ли сам факт сражения может быть военной тайной. Чтобы внести ясность в этот вопрос, редакция «Утра Февраля» обратилась к военным экспертам.
— Битва за Донбасс в самом деле уже идёт несколько дней, но медленно, вяло. Поэтому в ближайшие дни следует ожидать увеличения интенсивности боевых действий. Этот процесс уже начался – вчера сообщили о российском наступлении в направлении Гуляйполя. Но действуют и защитники Украины, нанося удары под Изюмом, под Харьковом и в других местах. Тем самым они отвлекают часть российских сил от места основного сражения.
В своих прогнозах относительно сроков битвы эксперт был достаточно осторожен:
— Несомненно, Путин уже понял, что до Пасхи ему не удастся заполучить ничего такого, что он мог бы представить в России как победу. Срок отодвигается до 9 мая, но вряд ли его цель будет достигнута даже к тому времени. Следовательно, российская армия будет воевать, пока не истощит все свои ресурсы, но я не думаю, что этих ресурсов хватит на долгий срок, — говорит эксперт.
Он отмечает, что сейчас в распоряжении российского командования – примерно две трети от тех сил, которые атаковали Украину на первом этапе войны. И эти войска представляют собой сборную солянку – тут и солдаты из частей, отупивших от Киева и Чернигова, и те, кто недавно приехал из России. Пока что командирам не удалось превратить эту мешанину в по-настоящему боеспособное войско, из-за этого наступление и затягивается.
Оружия и военной техники, поясняет Фёдоров, у России хватает, но мало опытных, обученных бойцов, которые хорошо умеют обращаться с этой техникой. Существует четырёхмесячный курс молодого бойца, а чтобы овладеть техникой на профессиональном уровне, требуется полгода. В военное время эти сроки можно сократить, но всему есть предел.
Выходом для России могла бы стать мобилизация резервистов, которые не так давно отслужили срочную службу, и ещё кое-что помнят. Но на мобилизацию Путин не решается, и не только по политическим причинам. Резервисты – это не мальчишки-срочники, а люди с кое-каким жизненным опытом. Отправляясь на войну, они в первую очередь желают знать: каковы их шансы выжить там? А потери армии и в России перестали быть секретом.
Командующего российскими войсками генерала армии Александра Дворникова Юрий Фёдоров охарактеризовал так:
— Это командир жуковской школы, жестокий, не считающийся с потерями. Впрочем, практически о любом российском генерале можно сказать то же самое, и среди этих генералов Дворников ничем особым не выделяется. В Сирии он прославился тем, как бомбил жилые дома – но там ему легко было это делать в условиях господства в воздухе, поскольку у его противников не было средств ПВО. У украинцев они есть, и в немалом количестве, так что механически повторить сирийский опыт здесь не получится.
Подобные командиры склонны действовать по лекалам Второй Мировой войны. Но эти лекала применимы летом, когда танки могут без дороги идти куда угодно по сухой земле. А сейчас, в сырую весеннюю погоду, украинская земля раскисла, и танковым колоннам приходится двигаться по дорогам – что делает их удобной мишенью.
— У России дефицит времени – не позднее 20-х чисел мая надо начинать большую ротацию, связанную с отправкой новых призывников в войска и увольнением тех призывников и контрактников, кто свое отслужил и дальше продолжать не собирается. К этому времени должно быть хотя бы какое-то прекращение огня.
Те силы, которые Россия бросает и готовится бросить в бой, Лузин оценивает не очень высоко. По его словам, лучшие российские части действовали на начальном этапе войны, а сейчас либо уничтожены, либо нуждаются в длительном отдыхе. Впрочем, российское командование могло извлечь какие-то уроки из тогдашних событий, и теперь станет действовать более осмотрительно.
У Дворникова, поясняет эксперт, в Кремле репутация человека, способного решить проблему управления – хотя не факт, что на сей раз он оправдает эту репутацию. Однако сейчас в российских войсках в Украине установлено единоначалие, что улучшит управление войсками.
Так или иначе, решающие бои должны развернуться уже сейчас.