Днем 9 августа очевидцы сообщили о взрывах в районе военного аэродрома в Новофедоровке (Крым). Советник главы аннексированного Крыма Олег Крючков подтвердил факт нескольких взрывов. Он попросил дождаться «официальных сообщений и не плодить версии».
По предварительным данным, взрывы произошли далеко от курортной зоны, среди туристов жертв и раненых нет. Об этом сообщили изданию «КоммерсантЪ» в Ассоциации туроператоров России.
Официальные сообщения вскоре последовали: детонация нескольких авиационных боеприпасов на обвалованной площадке хранения стала причиной взрыва на территории аэродрома «Саки» в Новофедоровке. Об этом заявили в Минобороны РФ. Согласно заявлению, пострадавших нет, авиатехника не повреждена, а причины взрыва выясняются.
Помимо этого, советник главы Крыма Олег Крючков опроверг сообщения о введении на территории Крыма чрезвычайного положения. Однако не вполне понятно, почему рядовое ЧП заставило его шефа спешно выехать на место происшествия.
Более того, через некоторое непродолжительное время власти Сакского района Крыма объявили эвакуацию граждан. Сам же глава Крыма Аксенов заявил: приняты меры по выставлению периметра оцепления в 5-километровой зоне – ограждения, экипажи ГИБДД и пешие патрули с целью исключить ранения местных жителей. МЧС следит за возгораниями (судя по заявлению, они не потушены).
Общая эвакуация в Сакском районе не проводится.
Естественно, бодрое сообщение Минобороны вместе с видео взрывов, а также с заявлением о пятикилометровой оцепленной зоне вызвало шквал версий. Судя по всему, методички пока не пришли, поэтому к версиям подключилась и пропаганда.
Так, руководитель RT Маргарита Симоньян сразу же написала в своем телеграм-канале: «На месте считают, что не прилеты, а диверсия. А то и вообще головотяпство».
Сообщив сразу две гипотезы, она тут же процитировала Минобороны РФ, приписав: «А вот что случилось на самом деле…»
Стало быть, «на месте» ей сообщили не то, что было на самом деле?
Сомнительно и то, что жертв якобы нет. Ранее телеграм-канал Mash сообщил о раненых:
«В результате взрывов в Новофедоровке пострадали трое гражданских, сообщает наш источник. Они госпитализированы в Сакскую ЦРБ.
Один из них – мальчик девяти лет с резаной раной предплечья. Он повредил голень, когда прятался в подвале. Ему уже оказали помощь и выписали. Второй пострадавший сейчас в операционной – зашивают осколочное ранение (не проникающее) в области груди. Третья – бабушка с осколочным ранением.
UPD. Пять пострадавших, включая ребенка, доставлены в больницу после взрывов в Новофедоровке, угрозы их жизни нет. Один находится в состоянии средней тяжести, остальные – легкой, сообщает Минздрав Крыма».
Если это так, то Минобороны РФ, мягко говоря, сообщает неправду. Что подтвердил и Аксенов, сообщив об одном погибшем.
Разумеется, появились и «ракетная», и «дроновая» версии. Правда, они не подтверждены.
Блогер Федор Крашенинников считает, что удары по Крыму крайне болезненны для Путина:
«Крым позиционировался как надежный и далекий тыл, как хорошо охраняемая и недостижимая для украинцев часть России. Как видно по съемкам, там отдыхают люди — то есть никакой опасности они не чувствовали. Теперь все эти туристы уедут и разнесут по всей России весть о том что в Крыму опасно и что по сути это прифронтовая зона.
Совершенно не важно, удары это ракет или диверсии, принципиальна сама уязвимость. И еще неизвестно, что выглядит более зловещим: то, что ПВО не может перехватить ракеты, или то, что не могут выловить диверсантов.
Ленты срочно заваливаются противоречивыми версиями: диверсия, да само загорелось, да просто снаряд взорвался, никто не пострадал и ничего не повредили, просто какая-то ерунда, не обращайте внимания! Но кадры, которых тоже множество, говорят о совсем обратном».
Пробка на выезде из Крыма – явление показательное и очень сильно расходящееся с версией «ну, взорвалось несколько боеприпасов, а так-то – ничего особенного». На «ничего особенного» такой реакции, скорее всего, не последовало бы. Дело в том, что российские туристы давно заработали в мире репутацию бесшабашных людей, которые готовы отдыхать там, куда западный обыватель обычно не сунется – «как бы чего не вышло». Именно они спасли турбизнес в Таиланде после катастрофического цунами 2004 года. Однако сейчас пляжи около Новофедоровки опустели…
Политолог Анатолий Несмиян комментирует ситуацию:
«Произошедшее в Крыму ставит два вопроса, ответа на которых в официальной версии не содержится. Если это детонация боеприпасов, то что ее вызвало? Головотяпство персонала аэродрома или диверсия? Что в общем-то тоже относится к головотяпству, но уже охраны. Если же это обстрел, то чем именно? Публично о поставках ракет средней дальности на территорию Украины не заявлялось, но, в конце концов, никто и не обязан докладывать. Узнаете по прилету. И снова вопрос – а где в таком случае противоракетная оборона?
В любом случае налицо провал.
…Крым, конечно, посакральнее будет, чем какой-то Воронеж или Белгород, но у кремлевских есть понятное ограничение: удар по Киеву в качестве возмездия зафиксирует эскалацию конфликта. Проблема прекращения боевых действий рано или поздно встанет, но чем более ожесточенный характер принимают боевые действия, тем более призрачной становится перспектива хоть какого-то завершения, пускай даже на промежуточном этапе.
В общем, пока приходится делать вид, что все в полном порядке, мелкая техническая неувязка. Если признать, что не мелкая, не техническая и не неувязка, то последствия будут куда как серьезнее.
Сообщают, что на выезде из Крыма задолго до Крымского моста большая пробка. Является ли она обычной или связана с происходящим – неизвестно. Но сезон у крымчан явно под угрозой».
Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович дал более краткий комментарий:«Аналогов нет».
UPD: Минобороны Украины прокомментировало взрывы на авиабазе в Крыму
«Минобороны Украины не может установить причину возгорания, однако напоминает про правила пожарной безопасности и запрет курения в неустановленных местах», — говорится в заявлении, которое появилось в Facebook ведомства после того, как российские власти объяснили взрыв на аэродроме Саки «нарушением правил пожарной безопасности».
«Факт пожара может быть использован страной-террористом в информационной войне. Не исключаем, что оккупанты «случайно» найдут какие-нибудь характерные «шеврон», «визитку» или даже «ДНК»», — указано в заявлении.