ghost
Остальное

Открытие второго фронта или политический торг: зачем в Венгрии объявили чрезвычайное положение

фото: abouthungary.hu
26 мая, 2022

3 апреля этого года в Венгрии прошли парламентские выборы, на которых победу в очередной раз одержала правящая партия «Фидес». Ее лидер, действующий премьер-министр Виктор Орбан, уже 12 лет занимает эту должность, теперь снова продлил срок своего правления. 24 мая к присяге привели новое правительство, то есть переизбрание власти в Венгрии де-факто окончено. И в тот же день яркий политик с авторитарными манерами объявил о введении чрезвычайного положения из-за войны России с Украиной, записав для этого специальное видеообращение к своим согражданам.

  • В Венгрии объявили чрезвычайное положение из-за осложнения войны в Украине
  • Расширение полномочий правительства и пиар-эффект
  • Позиция Будапешта отличается от антироссийского единства остальной Европы

 

Венгрия в чрезвычайном положении

«Эта война представляет постоянную угрозу Венгрии, ставит под угрозу нашу физическую безопасность, а также ставит под угрозу энергоснабжение и финансовую безопасность экономики и семей. Мы видим, что война и санкции Брюсселя привели к огромному экономическому потрясению и резкому росту цен», – перечисляет угрозы для Венгрии Орбан. И продолжает, не уточняя при этом, как именно он собирается реагировать на угрозы: «Мы не теряем ни минуты, потому что рядом идет война. Война, конца которой никто не видит… Как и чрезвычайное положение, введенное во время эпидемии, это позволит правительству немедленно отреагировать и защитить Венгрию и венгерские семьи всеми возможными средствами».

Директор Института центральноевропейской политики Дмитрий Тужанский комментирует, что ЧП даже не предусмотрено местным законодательством и обращает внимание на тонкости лексики венгерского премьера: «Во-первых, это чрезвычайное положение (или если дословно, то чрезвычайная ситуация, а не военное положение). К сожалению, манипуляция на тему внедрения именно военного положения в Венгрии является результатом безответственной манипуляции на уровне венгерского правительства. На официальной странице Виктора Орбана в Facebook, как и в его объявлении чрезвычайного положения использована формулировка “военное чрезвычайное положение (háborús veszélyhelyzetet). Такая же формулировка используется на страницах венгерского правительства».

Разъяснение сделало посольство Венгрии в Украине. Они заявили, что таким методом хотят решать проблему наплыва беженцев и смягчать экономические последствия от войны в соседнем государстве.

Нейтралитет Будапешта

Отношения Будапешта и Киева давно пребывают не в самом лучшем состоянии. Несмотря на то, что Венгрия является частью Европейского союза и НАТО, военную помощь Украине, как, например Польша, она не предоставляла.

Более того, еще в самом начале военного вторжения России, 2 марта, правительство решило не разрешать транзит оружия от союзников Украины через венгерскую территорию. Это объяснили желанием обезопасить венгерское население как в самой стране, так и в украинском приграничном Закарпатье от целей российских войск.

До сих пор поставки военной помощи Киеву идут в обход Венгрии. Впрочем, Будапешт оказывал и другую поддержку, но что в нынешних условиях войны очень принципиально — невоенную.

Так глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт может потратить до 50 миллионов евро на поддержку Киева. В частности речь идет о восстановлении школ и госпиталей в Киевской области или любой другой, а также может принять раненых украинских военных на лечение. Кроме этого, в Венгрии акцентировали, что уже приняли почти 700 тысяч беженцев из Украины.

Все это похоже скорее на сугубо формальные меры, чтобы не отличаться от западного единства и не выглядеть пособником России.

Хотя в предыстории конфликта Киева и Будапешта — языковое законодательство Украины и претензии Венгрии о правах своих сограждан в украинском регионе Закарпатье, где они сами же массово раздавали свои паспорта.

Со стороны Украины, естественно, это вызывало обеспокоенность, чтобы потом не появилось сомнительных заявлений о «защите венгерского населения в Украине». Теперь же на фоне российской агрессии все эти проблемы уходят в прошлое.

Нефтяная зависимость

Есть еще один фронт борьбы с Россией – экономический. И там явно прослеживается нейтралитет, если даже не помощь Москве. Так Венгрия оказывает серьезное сопротивление шестому пакету санкций Евросоюза. Очень разрушительным мерам для российской экономики, которые вот уже несколько недель останавливает именно Будапешт.

Европейские политики по очереди разговаривают с Орбаном, пытаясь найти компромисс в введении антироссийских санкций. Речь идет об эмбарго на российскую нефть.

инфографика: УФ

Глава канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш заявил: «Мы четко дали понять, что никогда не поддержим расширение санкций Европейского Союза против России на энергетику». Сам Орбан также уточняет, что для него на первом месте — интересы венгерских граждан. А они пострадают в случае введения антироссийских ограничений.

Однако, по данным, которые собрало информагентство Reuters, зависимость Венгрии от российской нефти составляет 44 процента, и это далеко не рекорд среди стран ЕС. Так, например, Польша зависит куда больше — на 67 процентов, Словакия — на 78 процентов, а Финляндия — на 66 процентов. Но вышеперечисленные страны, тем не менее, готовы к дефициту энергоресурсов и прочим трудностям, а Будапешт — нет.

Наблюдая отсутствие прогресса по шестому пакету европейских санкций, на ситуацию отреагировал украинский президент Владимир Зеленский: «Мы дошли до шестого пакета. В нем эмбарго на нефть. Все говорят: за это время Россия заработает 200 млрд долларов. За такие суммы они могут покупать любое оружие. Введен ли шестой пакет? Нет. Почему? Венгрии что-то не подходит. Что-то с нефтью не то. Как-то не так они видят мир».

Венгрия вместе с Италией и Кипром пошли еще дальше. Они предлагают внести в итоговое заявление заседания стран ЕС, которое пройдет 30-31 мая, слова о необходимости мирных переговоров между Украиной и Россией. Хотя в Киеве уже не единожды заявляли, что не готовы к переговорам, пока оккупированы украинские земли. Поэтому говорить исключительно об экономическом интересе не приходится — это уже политический аспект.

Версии о том, зачем это надо

Пока в России выдумывают конспирологические версии о желании «расчленить» Украину между несколькими странами, а Лукашенко эти желания озвучивает, в реальности такое практически невозможно. Хотя правительство Орбана даже в самом Евросоюзе считают авторитарным, политика европейской страны ни на йоту не приблизится к методам нынешнего российского руководства.

Дмитрий Тужанский объясняет решение венгерский властей нуждами внутренней аудитории страны: «У венгерского премьера все это опишут критической необходимостью быть оперативными, решительными в спасении страны. И спасать эту страну должен Виктор Орбан лично, и никто другой. SuperOrban или SuperViktor, если хотите».

Скептически оценивает угрозу от Венгрии и экс-замначальника Генерального штаба Украины, генерал-майор Игорь Романенко: «У них там по законодательству пять состояний чрезвычайного положения, и это немного повышает то, которое было введено после ковида. То есть, по сути больше внешнего, пропагандистского, чем того, что вводит законодательство. Орбану, конечно, воздастся в ближайшее время». Добавим, что чрезвычайное положение из-за эпидемии коронавируса в Венгрии не отменяют вот уже два года.

В это же время пока российские власти надеются на раскол в европейском сообществе, который действительно имеет место быть, общая тенденция к осуждению российской агрессии в Украине все равно неизбежна.

Отдельные критичные заявления украинской власти с осуждением западных политиков можно объяснить нелегкой ситуацией на фронте, но тренд не изменить. Венгрия осудила резню в Буче, оказывает гуманитарную помощь Украине и поддерживает ее территориальную целостность. А подобные «маневры» в риторике и консолидации объясняются внутренними венгерскими или европейскими разногласиями.