ghost
Остальное

80-й день войны: российские войска отступают от Харькова

Разрушенный при обстреле дом в Мариуполе. Город оккупирован российскими войсками, но украинские военные продолжают удерживать территорию завода «Азовсталь» Фото: Петр Ковалев / ТАСС
14 мая, 2022

Это 1 из 1 часть истории "Война в Украине 80-й день"
  • 80-й день войны: российские войска отступают от Харькова

В пятницу на фронтах российско-украинской войны на первый план вышла тенденция, которая явно намечалась уже в предыдущие два дня. Российские войска не могут удержать позиции близ Харькова и отступают — а их командование прилагает усилия, чтобы сделать это отступление организованным и относительно безопасным, как было полтора месяца назад под Киевом и Черниговом. Сначала эту новость сообщила The New York Times, ссылаясь на свои источники, позднее официально подтвердил украинский Генштаб. ВСУ можно поздравить с очередным успехом.

Россияне отступают преимущественно к Изюму, а украинцы стремятся зайти в тыл интервентам. Российские войска, по данным украинского командования, сейчас направляют основные силы на то, чтобы удержать Изюм — по сути, свой главный оплот на территории Украины. Очевидно, что отвоевать его не удастся без больших усилий — но если это будет сделано, то посыплется все российское наступление на Донбассе.

Сейчас же это наступление, как отмечают западные эксперты, уже выдыхается. Вечером этого дня линия фронта осталась примерно там же, где она была утром. Попытку наступления интервенты предприняли только на Славянском и Авдеевском направлениях, но и она успеха не имела.

Однако эти попытки вряд ли будут последними. В Пентагоне сообщают, что Россия сосредоточила на Донбассе и на Юге 105 батальонно-тактических групп, неделей раньше их было только 90. Судя по всему, агрессор накапливает силы для нового удара.

Россияне укрепляются на острове Змеиный. По сообщению украинской разведки, они в этот день разместили там средства ПВО, и есть риск, что вскоре к ним добавятся ракеты, способные поражать и надводные, и надземные цели практически по всей Украине. Впрочем, ВСУ не позволяют интервентам чувствовать себя на этом острове спокойно и уверенно.

В Мариуполе российские войска по-прежнему пытаются захватить комбинат «Азовсталь», этот, по сути, город в городе. В этот день снова была попытка прорыва, но украинские герои отразили и ее.

Попытки спасти защитников «Азовстали» продолжаются. Президент Зеленский сказал, что для переговоров об их эвакуации привлекли уже всех в мире, кто мог бы считаться достаточно влиятельным посредником. Пока что речь идет об эвакуации медиков и тяжелораненых бойцов (гражданские лица, как сообщает заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар, покинули территорию комбината накануне).

Есть повод поздравить украинских зенитчиков — в этот день они сбили юбилейный, двухсотый российский самолет. По этому поводу Зеленский отметил: «Столько авиации Россия не теряла ни в одной войне за десятки лет».

Однако Украину подстерегает опасность с той стороны, откуда ее ждали меньше всего: ей грозит приостановка поставок американского вооружения. Об этом предупредил представитель Госдепартамента Джон Кирби, пояснив: причина этого в том, что Сенат до сих пор не утвердил закон о помощи Украине, ранее принятый Палатой представителей. Чтобы оружие поставлялось бесперебойно, отметил дипломат, закон должен быть окончательно принят не позднее 19 мая.

Зато Германия ведет себя совершенно неожиданным образом. Этот международный Савл вдруг превратился в Павла, и, насколько ярым сторонником Путина он был прежде, так же активно сейчас поддерживает Украину. Например, в этот день канцлер Олаф Шольц в телефонном разговоре потребовал, чтобы Путин как можно скорее прекратил огонь, перестал называть украинцев нацистами и признал, что Россия виновата в продовольственном кризисе, который грозит миру, поскольку Украина из-за войны не может экспортировать свою сельскохозяйственную продукцию.

Позднее Шольц подчеркнул: Германия никогда не признает такой мирный договор, условия которого будут навязаны Украине Россией.

Таковы итоги восьмидесятого дня войны. Как она будет идти дальше — во многом зависит от того, насколько оперативно проголосуют американские сенаторы.