Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по обращениям 14 российских заключенных, которые жаловались на условия содержания и отсутствие эффективной медпомощи в местах лишения свободы. ЕСПЧ присудил им 215 500 евро компенсации — их должно выплатить правительство России.
Речь идет об исправительных колониях, расположенных в 10 российских регионах: Новосибирская, Свердловская, Тверская, Челябинская, Архангельская, Рязанская, Оренбургская и Мурманская области, Пермский и Красноярский край.
Каждому пострадавшему полагается по 15 000 евро. Двое заявителей умерли несколько лет назад, поэтому денежные суммы РФ должна выплатить их родственникам.
Очевидно, что компенсации пострадавшим не видать как собственных ушей. Решения ЕСПЧ для российской власти не имеют больше никакой юридической силы.
11 июня Владимир Путин подписал законы, позволяющие российским судам не исполнять решения ЕСПЧ, принятые после 15 марта. В этот день Россия приняла решение выйти из Совета Европы еще до голосования в ПАСЕ, которая поддержала ее исключение из организации. 16 марта Комитет министров Совета Европы принял решение исключить Россию из Совета Европы.
В связи с этим на данный момент Россия задолжала около 74 млн евро справедливой компенсации по решениям ЕСПЧ.
На этом фоне особо циничными выглядят поправки в закон, ужесточающие наказание за пытки в тюрьмах. Их 21 июня Госдума приняла во втором чтении. Должностным лицам, которые прибегают к физическим или моральным истязаниям заключенных, будет грозить до 15 лет лишения свободы.
Однако ужесточением наказания ситуацию в России не изменить. Большое количество пыток остаются без правового внимания, не доходит даже до возбуждения уголовного дела. Поэтому увеличить наказание за пытки можно хоть до смертной казни, все равно закон будет применяться точечно, а не структурно и последовательно во всех подобных кейсах.