ghost
Остальное

Исход войны решится в ближайший месяц. Все сценарии боевых действий в среднесрочной перспективе

Фото: David Guttenfelder for The New York Times
29 июля, 2022

По мере приближения полугода войны в Украине события могут принять переломный характер. В американской и европейской прессе публикуют разные сценарии развития событий – от позитивных, когда Украина освобождает свои территории, до негативных – в которых мир скатывается к ядерной войне. Наименее вероятным всем видится победа России в Украине. «Утро Февраля» проанализирует абсолютно все сценарии, даже самые невероятные.

  • Украина готовит контрнаступление в Херсонской области, мосты в российском тылу разрушены, группировку могут окружить
  • Россия хочет разгромить ВСУ на Донбассе и прорваться в Центральную Украину, но это практически невозможно 
  • Западные аналитики считают, что Россия исчерпала все ресурсы для наступления 

В подтверждение скорого перелома в войне одновременно прозвучали два важных заявления, которые остались без внимания. В интервью изданию Politico президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в течение ближайших трех-шести недель Украине нужно намного больше оружия от Запада. Это необходимо, чтобы ВСУ смогли освободить захваченные Россией территории: «Помогите нам сейчас, насколько это возможно, ведь следующие три-шесть недель будут решающими». 

Американские конгрессмены, с которыми общался украинский лидер, передают его прогноз до конца года: если тянуть войну до зимы, то освобождать территории потом будет гораздо сложнее.

Одновременно о своих планах рассказали российские ставленники на оккупированных территориях. Так называемый «министр информации ДНР» Даниил Безсонов озвучил примерно те же сроки, правда, с другим результатом: «Мое убеждение, что до конца августа территория ДНР будет освобождена полностью». 

Словам Безсонова не стоит доверять, но о планах активизировать наступление среди российских военных известно из других источников. Множество видео разлетелось в соцсетях за последние недели с переброской российской тяжелой военной техники на фронт.

Россия, имея слабую армию, во многом рассчитывает на ядерное оружие как сдерживающий фактор. Поэтому угроза его применить должна учитываться во всех случаях: и при частичном успехе российской армии, и тем более в случае тотального отступления из Украины.

По какому сценарию пойдут боевые действия, предсказать сложно, но можно спрогнозировать наиболее вероятные сценарии – или в пользу Москвы, или Киева, или условную ничью.

Украина побеждает

Об украинском контрнаступлении говорят еще с конца весны. Для того чтобы оно оказалось успешным, требуется длительная подготовка, обучение военных, поставки военной техники.

Судя по заявлениям украинского военно-политического руководства, Киев уже готов начать освобождать свои земли на юге. То же самое подтверждает британская разведка в своем ежедневном отчете: «Контрнаступление Украины в Херсонской области набирает обороты. Ее силы, вероятно, создали плацдарм южнее реки Ингулец, которая образует северную границу оккупированного Россией Херсона». 

В логику этих событий вписываются и недавние обстрелы украинской дальнобойной артиллерией мостов через Днепр, пишут британцы. Российские войска теперь могут оказаться в окружении в Херсоне, а мосты позволяли поддерживать снабжение группировки.

«Теперь они неделю перебрасывают войска на западный берег Днепра, пытаясь удержать единственный областной центр, который им удалось захватить. Потеря Херсона для российской армии – зрада неконтролируемого масштаба», – это единственный вариант действий для российской армии сейчас, говорит советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович.

Однако другие мосты также под угрозой: «Проблема для них в том, что это осуществляется через полтора моста, которые находятся под огневым контролем ВСУ. Как в одну сторону, так и в другую. Поскольку свежих сил им неоткуда взять, они эти силы и средства снимают с других направлений», – объясняет Арестович.

Освобождение Херсона – катастрофическая потеря для российской армии с моральной точки зрения. Держать оборону за Днепром будет отчасти легче, так как река создает естественный барьер для обороны.

Украинские войска могут начать наступление еще и на Запорожском направлении и зайти этой группировке в тыл. Тем временем Россия пытается выйти на административные границы Донецкой области, бросив значительную часть резервов именно туда. Впрочем, там украинская оборона достаточно надежная, ведь уже третий месяц продвижение исчисляется считанными километрами вместо «взятия Киева за три дня».

Дальнейшие события начнут развиваться намного быстрее. Падение боевого духа после Херсона в российской армии начнется невероятными темпами. С Донбасса начнут перебрасывать резервы на юг, и тогда ВСУ смогут перейти в наступление на всех направлениях.

Израильский военный эксперт Давид Гендельман указывает, что с военной точки зрения это возможно, но необходимы также политические обстоятельства: «Освобождение всех территорий Украиной подразумевает в том числе и Крым. Во-первых, РФ формально считает его своей территорией, то есть согласно военной доктрине при угрозе потери Крыма может быть применено ядерное оружие. Во-вторых, лично для Путина потеря Крыма – это ликвидация его самого большого достижения и полный провал всей внешней политики. Поэтому чисто конвенциональным военным путем даже в теоретическом случае создания превосходства ВСУ в силах и средствах освобождение Крыма маловероятно и может произойти, если в РФ произойдут резкие политические изменения типа отстранения Путина от власти или его собственного резкого изменения политического курса, что менее вероятно».

Других позиций, чтобы закрепиться и держать оборону, у ВС РФ нет, а подкрепления брать неоткуда, поэтому отступление за российско-украинскую границу произойдет и в Харьковской области, где первый контрудар ВСУ уже состоялся в мае, и в Запорожской области, откуда российские части попытаются вернуться в Крым.

Украинский военный специалист, полковник Вооруженных сил Украины Владислав Волошин делает особый акцент на боевой дух ВСУ как один из ключевых компонентов для победы Киева в войне: «Мы освободим всю без исключения территорию Украины, включая Донбасс, Крым, те территории, которые оккупированы после 24 февраля. Других сценариев быть и не может. У нас есть достаточное количество и будет вооружения, у нас очень мотивированы люди, у нас разработаны все планы деоккупации этих территорий. Я обращаюсь к россиянам, пусть они знают, что мы бьемся за свою землю, мы не пустим сюда захватчиков, и мы готовы воевать и идти до конца».

Освобождение Крыма – отдельная и сложная операция, но, имея дальнобойное оружие, типа HIMARS, украинской армии будет под силу выполнить и эту задачу.

Возврат ситуации к 23 февраля 2021 года

Второй вариант во многом похож на первый, но имеет принципиальную разницу. 23 мая президент Украины Владимир Зеленский отвечал на вопрос про Крым так: «Я думаю, что на сегодня это сотни тысяч убитых военных с нашей стороны. Я не считаю людей со стороны врага». 

Ключевой вопрос для украинской армии, что в Крыму можно очень удачно организовать оборону – многочисленные войны на полуострове это подтверждают.

После победы ВСУ в Херсонской, Запорожской, Харьковской областях и значительном отступлении на Донбассе российская армия попытается остановить украинцев на позициях 23 февраля, то есть за день до полномасштабного вторжения.

«Полностью освободить все территории к состоянию на 23 февраля с наличествующим составом сил и средств ВСУ в ближайший период проблематично, более вероятно частичное освобождение более слабых в оборонительном отношении районов типа Херсона – ВС РФ приложат усилия, чтобы этого не произошло, но чисто по причинам географии и наряда сил ВС РФ на театре такая вероятность есть. Существует вариант, что в случае оставления Херсона войсками РФ может начаться политическая цепная реакция в России, даже если пропаганда приложит усилия к объяснению этого как очередного «жеста доброй воли», – говорит Гендельман.

Такой вариант обсуждался и политиками, и военными. Весь мир, осознавая поражение Кремля, может в последний раз попытаться «сохранить лицо Путину», как высказался еще в начале войны французский президент Макрон.

Дилемма заключается не в желании потакать президенту России, а в страхе перед использованием ядерного оружия. Оккупированный Крым руководство страны считает своей территорией, в отличие от нынешних украинских областей с отсутствием такого статуса. Чтобы избежать Третьей мировой войны, мировое сообщество может пойти на такой вариант.

Однако последнее слово будет уже за Украиной – согласится ли страна, которая одерживает уверенную победу, на уступки агрессору.

Согласно словам украинского лидера, потери у ВСУ также могут быть значительные, поэтому Киев может выбрать вариант деоккупации Крыма и Донбасса уже политико-дипломатическим путем, без войны. Такой вариант, в свою очередь, уменьшает катастрофическое положение Кремля, но сохраняет жизни тысячам людей.

«Ни мира, ни войны»

Предыдущие восемь лет конфликт на Донбассе де-факто был «замороженным». За весь 2021 год, по данным из открытых источников, в регионе погибло 15 человек. Военные потери точно неизвестны, но ни один населенный пункт не переходил из рук в руки за это время.

Похожее предрекают некоторые западные стратеги и российско-украинской войне. В этом сценарии не имеет значение результат битвы за Херсон. Как и в первых двух вариантах, после контрнаступления на город российская армия выберет второй линией обороны Днепр, который будет трудно форсировать. В случае больших потерь у ВСУ, сил на это не останется.

В то же время в Кремле, понимая плачевное положение своей армии, могут попытаться склонить Киев к переговорам. Для этого Москва уже применяет энергетический шантаж в отношении европейских лидеров, которые, в свою очередь, должны будут уговаривать Зеленского.

Слабое место Украины сейчас – это экономика. Армия может вполне успешно побеждать, но без надежного тыла обеспечить победу невозможно. Но вопрос еще и в ресурсах – военное обеспечение украинских военных сейчас полностью на плечах Североатлантического альянса, и от их поставок зависит успех всей войны.

Бывший главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис спрогнозировал: «Я вижу, что это будет подобно концу Корейской войны – то есть перемирие, милитаризированная зона между двумя сторонами, продолжающаяся враждебность, своего рода замороженный конфликт. Этого стоит ждать в период от четырех до шести месяцев. Ни одна из сторон не сможет выдержать намного больше этого». 

Давид Гендельман также допускает вероятность корейского сценария: «На ближайшее время продолжение конфликта наиболее вероятно. В какой именно форме это будет: продолжение нынешних попыток продвижения ВС РФ для захвата дополнительных территорий либо переход ВС РФ к стратегической обороне, это зависит от темпов расхода ресурсов сторонами и темпов поставок западного вооружения Украине. В случае стратегической обороны ВС РФ и попыток наступлений ВСУ мы переходим к описанным сценариям 1 и 2. В случае неуспеха наступлений ВСУ возможны как корейский вариант с почти полным прекращением боевых действий вдоль линии соприкосновения, так и вариант позиционной войны: действия артиллерии, авиации, ДРГ и т. д. без реальных попыток продвижения с возможным возобновлением наступательных действий сторонами через какой-то период после накопления сил».

Если украинское контрнаступление не удастся

Несмотря на успехи ВСУ, нельзя совсем сбрасывать со счетов неудачи Киева. Сражение за Херсон может быть очень кровопролитным и не будет легким для украинской армии. Более того, Россия уже стянула туда резервы и технику, скрытая мобилизация продолжается во всех регионах страны, а снабжение ВС РФ пытается возобновить через понтонные переправы.

Комплекс мер позволит российскому гарнизону продержаться какое-то время в Херсоне. Еще одна проблема – задержка или малый объем поставок западного вооружения. Украинское руководство говорило об этом публично уже не один раз.

Количественное преимущество России в артиллерии, танках и РСЗО все еще остается значительным. С наступлением осени твердая земля превратится в болото, а это проблема именно для наступающей армии. Весной этот фактор очень сыграл на руку украинским защитникам, теперь же они сами могут оказаться не в лучшем положении.

Белорусский военный эксперт Александр Алесин подводит к мысли, что Россия может попросту «закидать трупами» украинскую армию. Так, проведя хотя бы частичную мобилизацию, на хранении остались тысячи танков и артиллерии. Они устаревшие, но количественно превосходят западную помощь Украине, говорит Алесин: «Несмотря на то, что Запад наращивает поддержку и будет наращивать, но мобилизационный ресурс России, то есть количество живой силы, которое может выставить Россия в крайнем случае, если проведет хотя бы частичную мобилизацию, гораздо больше, чем у Украины. 

В России существует очень большой запас вооружений, которые были изготовлены еще в советскую эпоху. В Советском Союзе было 22 тысячи танков, это больше, чем во всем остальном мире вместе взятом. Конечно, до нашей поры не все из них дожили, но значительная часть из этого количества может быть восстановлена, модернизирована, отремонтирована. Сейчас в настоящее время именно количество танков будет играть одну из решающих ролей. Точно так же артиллерийские системы. Если Запад поставляет десятки, Германия 100 Panzerhaubitze поставляет, то Россия может поставить тысячи таких систем старых советских. Допустим, гаубица Д-20 образца 1952 года в ходу там. Поэтому таких систем Россия может поставить очень много»

Также Кремль продолжает держать основную группировку войск именно на Донбассе, хотя это не стратегически важный регион. Алесин объясняет это желанием российского командования прорваться в центральные области Украины, чтобы удлинить линию фронта: «Они рассчитывают, что, уничтожив группировку Вооруженных сил Украины на Донбассе, окружив ее, они получат путь в Центральную Украину. У Украины просто не останется достаточного количества войск, чтоб закрыть все дыры, которые образуются во фронте. Поэтому я думаю, что все-таки направление основное по центру, через Донбасс. Вспомогательное направление – это юг, то есть Одесса, Николаев». 

Однако даже такое массированное наступление России может захлебнуться. Украинские защитники выстояли в гораздо худшем положении в феврале–марте 2022 года, а теперь, имея намного больше вооружения, опыта и времени, тем более смогут отразить атаку.

Не сумев захватить Харьковскую и Запорожскую области полностью и удержать Херсон, теперь Украина не позволит России аннексировать регионы, так как даже в административных границах области неполноценны.

Это вынудит Кремль создавать очередные квазигосударства по типу «ДНР», которые будут бременем лежать на российской армии и бюджете. Возможно, из небытия достанут старую идею о так называемой «Новороссии», в которой объединят все оккупированные украинские земли даже без областных центров.

Сценарий победы России невозможен

Даже самый катастрофический сценарий нужно исследовать, анализировать и понимать, как его не допустить. Истинная российская цель в этой войне вместо абсурдной «денацификации» – это оккупация Украины и воссоздание империи. Министр иностранных дел Сергей Лавров неделю назад заявил об этом уже не стесняясь: «Сейчас география другая. Это далеко не только ДНР и ЛНР, это еще и Херсонская область, Запорожская область и ряд других территорий, и этот процесс продолжается, причем продолжается последовательно и настойчиво».

Конкретного плана у Москвы, вероятно, нет. Последние несколько лет Путин в своих речах завуалированно претендовал на юго-восточные регионы. Однако 24 февраля российские войска попытались взять Киев, который якобы не входил в планы Кремля.

Экс-президент и зампред Совбеза Дмитрий Медведев опубликовал очередную карту, на которой дорисовал России еще север и центр Украины, хотя там никогда не было даже существенной доли русскоязычного населения.

Поэтому Москва попытается захватить столько, сколько получится или на что хватит сил. Границы СССР, о которых бредит российское руководство, проходили еще западнее.

Однако для полноценного прирастания новыми землями нужно имитировать так называемые референдумы. Чтобы придать им хотя бы видимость легитимности, российские кураторы требуют явку до 70 процентов, а обеспечить такой результат можно только при полном контроле региона, и обязательно – областного центра. Редакция «Утро Февраля» уже рассказывала о том, как планируются так называемые «референдумы».

После проведения голосований по крымскому сценарию так называемые руководители регионов поедут в Кремль на подписание с Путиным договоров о вхождении «народных республик» в состав России.

После этого Москва, считая эти территории уже своими, поставит их под ядерный зонтик, угрожая Киеву уже с новой силой. Расчет, видимо, на боязнь перед уничтожением всей планеты, так как использование ЯО Кремлем неизбежно приведет к Третьей мировой войне. С другой стороны, есть вероятность, что в Кремле сами не решатся официально «присоединять» эти территории из страха довести ситуацию до ядерной войны.

Впрочем, такой прогноз даже пессимистично настроенные военные эксперты считают наименее вероятным. The Washington Post в свежем материале лучше всего подытоживает эту дилемму, отдавая предпочтение именно украинской армии: «Многие западные чиновники и аналитики подозревают, что русские близки к тому, чтобы исчерпать свои возможности для дальнейших территориальных завоеваний, поскольку их истощенная армия противостоит украинским силам с недавно приобретенными возможностями. Российским войскам, уже вынужденным отказаться от надежд на захват столицы, вскоре, возможно, придется признать свою неспособность завоевать за весь регион Донбасса — единственную публично заявленную цель первоначального вторжения и фокус нынешних наступательных амбиций».