История разворачивалась интригующе. В своем обращении президент Зеленский говорил об отстранении, а не об увольнении. Это вчера подтвердили чиновники Офиса президента. Заместитель руководителя Офиса президента Андрей Смирнов заявил, что пока идет расследование, об отставке Баканова и Венедиктовой не может быть и речи, на Банковой заинтересованы сначала получить результаты служебной проверки.
Однако вечером на сайте Верховной Рады Украины появилось представление президента с просьбой уволить Баканова. Чуть позже аналогичный документ был зарегистрирован и в отношении Венедиктовой.
Регламент предусматривает, что законопроект перед его вынесением на рассмотрение парламента должен пройти профильные комитеты. В случае с Бакановым – его отставку в комитете по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки обсудили и поддержали.
А вот с Ириной Венедиктовой ситуация складывалась более драматично: комитет по вопросам правоохранительной деятельности не смог собраться на внеочередное заседание для рассмотрения вопроса о ее отставке.
Чуть позже парламентарии все-таки собрали кворум и решили рекомендовать Верховной Раде определиться путем голосования.
Разница в формулировках наряду с тем, что комитет не смог собраться с первого раза, может говорить о внутреннем понимании недостаточной аргументации для отставки Венедиктовой по сравнению с Бакановым.
Ирина Венедиктова еще вчера написала пост, в котором прокомментировала свое отстранение. Между строк она подвергла критике закулисный формат этого процесса, который породил в украинских СМИ много конспирологических теорий:
«Хочу прокомментировать ситуацию, связанную с решением президента Зеленского о моем отстранении… Я была назначена на эту должность уже будучи ответственным и морально зрелым человеком, а за последние два года всерьез повзрослела. Не могу представить, что подобные вопросы могут решаться кулуарно, без выражения взаимного уважения, не по-деловому, так сказать. Иными словами, как только завершится стадия «урегулирования» сложившейся ситуации в адекватном и понятном для всех сторон ключе, я дам исчерпывающий комментарий… Процедура увольнения генпрокурора всем хорошо известна, другой нет, другая не предусмотрена законом», – Ирина Венедиктова.
Действительно, после того, как Верховная Рада проголосовала за ее отставку, Венедиктова написала еще один пост, который был уже больше похож на прощальный:
«Уважение, полная отдача, цивилизованный подход во всем, готовность брать на себя риск и ответственность – принципы, которыми я руководствовалась на своей должности. Для меня лично последние два с половиной года в должности генпрокурора – вызов, шанс, урок, кровь, пот. Хочу поблагодарить всех коллег в прокуратуре за самоотверженность, беспрецедентную жажду к работе, за желание жить по чести и достоинству. Говорю «спасибо» народным депутатам за то, что раньше подтвердили своим голосованием свое доверие и за сегодняшние аплодисменты в зале», – Ирина Венедиктова.
Иван Баканов решил сохранить молчание лишь до утра. И его заявление, опубликованное не на личных страницах в соцсетях, а на официальных ресурсах СБУ, сильно отличалось по риторике от вчерашнего поста Венедиктовой.
Баканов перечислил все свои достижения, включая уголовные дела против больших политиков, подозрение куму Путина – Медведчуку, разоблачения двойных агентов и борьбу с российской пропагандой в Украине:
«Да, не все из запланированного удалось довести до конца. Имелись и просчеты, причины которых следует анализировать отдельно. В то же время следует помнить – сложно за несколько лет изменить систему, которая десятилетиями испытывала влияние сильного и коварного врага, обладающего неограниченными ресурсами. Напомню, враг стремился захватить Киев и страну за три дня. И серьезную ставку делал на собственные агентурные сети… Но в этот самый кризисный момент вражеские агенты не сработали – СБУ заранее выстроила четкую систему их нейтрализации. И это тоже один из результатов, свидетельствующий об уровне работы спецслужбы… Я благодарен народу Украины за доверие в течение трех лет. И надеюсь, что результаты работы следующих руководителей СБУ будут только лучше», – Иван Баканов.
Украинские депутаты и политические эксперты считают, что они и дальше будут работать в структуре власти Зеленского.
Глава провластной фракции «Слуга народа» Давид Арахамия подчеркнул, что Ирина Венедиктова находится в их команде с первых дней и обязательно останется в ней, чтобы использовать свой опыт на другой должности. Фактически он анонсировал ее новое назначение в какое-то ведомство на дипломатическую должность. Источники говорят, что она может стать послом Украины и Швейцарии.
Политолог Игорь Чаленко считает, что то же самое ожидает и Ивана Баканова:
«Скорее всего, он останется в обойме президента и потом мы его увидим на некой другой должности. Конечно, это произойдет после того, как утихнет эта история с СБУ. Несмотря на сложность тех норм устава, которые ему вменяются, для того, чтобы каким-то образом наказывать Баканова по уголовному делу, очевидно, должно быть расследование. Поэтому мы сейчас и видим эту отставку… Касательно Венедиктовой: мы уже видим, что в СМИ всплыла версия о недовольстве ее медийной активностью, об отсутствии достаточной слаженности с Офисом президента».
О том, кто заменит Баканова и Венедиктову на их постах, а также о контексте и подоплеке их увольнений мы писали вчера. Но есть и другие версии.
Исходя из результата мониторинга украинских СМИ, причина увольнения Ирины Венедиктовой может быть связана с другими незакрытыми кадровыми вопросами, которые очень беспокоят западных партнеров Украины. Беспокоят настолько, что они даже были включены в текст решения о предоставлении Украине статуса кандидата в ЕС.
Речь идет о руководителях НАБУ и САП – главных антикоррупционных ведомствах в стране. После полутора лет молчания Зеленский поручил назначить главу САП максимально быстро, что и было сделано. А отстранение Венедиктовой может быть связано с затягиванием конкурса на эту должность. Хотя такую версию также разделяют далеко не все.
Расхожее предположение также заключается и в том, что Зеленский просто хотел назначить и.о. генпрокурора и главы СБУ людей, близких к главе Офиса президента Андрею Ермаку и его заместителю Олегу Татарову. Причина – желание сосредоточить силовые структуры в едином полностью подконтрольном центре, что в условиях войны вполне логично.
Пока о каком-либо уголовном преследовании Баканова и Венедиктовой речи не идет. Но ровно такую же формулировку мы уже слышали, когда в Офисе президента говорили об их отставке.