ghost
Остальное

Серая зона: как в России работает тандем импортозамещения и узаконенной контрабанды

Фото: архив / ТАСС
28 июля, 2022

Слово «импортозамещение» стало популярным в 2014 году. Его тогда называли ответом на западные санкции после аннексии Крыма. Восемь лет назад и в обществе, и во властных кабинетах существовала иллюзия, что международные ограничения нужно воспринимать как толчок и мотивацию для создания чего-то своего. И даже всерьез рассматривали перспективу того, что российские товары смогут выйти на мировой рынок.

  • Заменить не получится в первую очередь те товары, которые вошли в список параллельного импорта 
  • От концепции импортозамещения могут точечно выиграть отдельные предприятия, но это все равно пагубно повлияет на экономику
  • Обслуживание товаров, которые ввозят по параллельному импорту, будет проходить по серой схеме

А санкции только помогают России стать сильнее, независимее и богаче. Сейчас это звучит как пропагандистский штамп, но тогда так думали не только обыватели. Прошло восемь лет, Россия стала рекордсменом по общему числу западных ограничений. Почему же тогда, цитируя песню Noize MC, — миллионы праворульных «Жигулей» не заполнили пространства японских хайвейв?

Импортозамещение как иллюзия выхода из кризиса

Чтобы товары и услуги определенной отрасли какой-то конкретной страны стали востребованы в мире, нужно стать конкурентоспособными, учесть потребности каждого рынка и быть в курсе тенденций потребления. Импортозамещение в России продиктовано сугубо политическими вынужденными мотивами. А это означает, что на чаше весов стоит не лучший товар по лучшей цене, а аналог этого товара, еще и адаптированный под внутренний рынок.

Глупо полагать, что российские товары, технологии и услуги до введения жестких санкционных условий не смогли покорить мировые рынки, а в условиях жесточайшей изоляции — смогут. Это все равно что всерьез рассчитывать на успех в беговой дистанции, стартовав позже и двигаясь медленнее, чем конкуренты.

Конечно, от импортозамещения могут выиграть конкретные предприятия, фирмы и люди. Им может быть выгодно снижение конкуренции, ведь соревноваться с импортными товарами и услугами не приходится. Фактически люди перестают голосовать рублем и начинают просто пользоваться тем, что предлагает рынок.

На этом могут построить успешные карьеры конкретные бизнесмены, поставщики, эксперты, лоббисты и даже депутаты разного уровня. Но от точечных побед в долгосрочной перспективе страдает  экономика государства.

Если в стране исчезает значительная часть импорта, экономике совершенно не важны причины — изменения энергетического рынка, падение сырьевых продаж или санкции. Государство оказывается перед выбором, которого на самом деле нет.

В 2014 году главным героем новостных заголовков был пармезан. Этот сыр стал буквально знаменем самопожертвования, которое тогда, конечно, почувствовали далеко не все. Сейчас отказ от пармезана выглядит до нелепости смешно. Особенно на фоне того, что цены даже на обычный отечественный твердый сыр повысились в среднем на 30%.

В этой битве не будет победителей

Кто проигрывает от импортозамещения? Конечно, потребители товаров и услуг. А также предприятия, которые будут ограничены в своем выборе. Они будут платить или большую цену, или получать меньшее качество. Очевидно, что если бы у национальных производителей была низкая цена и высокое качество, то политика импортозамещения не была бы нужна вообще.

Экономисты предупреждают, что курс на импортозамещение и самодостаточность – это путь к деградации производства и всеобщей нищете на грани выживания. Ведь если вся страна сконцентрируется на производстве обычных необходимых для жизни товаров, у нее просто не будет ресурса для создания качественных продуктов и инноваций. Целью всех больших мировых экономик никогда не является пресловутая самодостаточность, они позволяют себе и даже культивируют импорт огромного количества товаров, услуг и сырья.

Закупка комплектующих вообще стоит в стороне от остальных позиций. Государствам попросту выгодно покупать части чего-то большого и налаживать производство и сборку внутри. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, это развивает бизнес и производственную среду.

Сайт «Утро Февраля» уже писал о тех сферах российской экономики, которые пострадают от санкций и изоляции больше всего. По сути, это те отрасли, которые планируют импортозамещать.

Но аргумент федеральных каналов о том, что Россия сама может себя обеспечить, приводя в пример наличие такого опыта на отечественных заводах, разбивается именно о нехватку комплектующих. От этого больше всего страдает машиностроение, автопром, авиабизнес, фармацевтика и рынок электроники.

Меньше всего от западных ограничений пострадают сферы, которые и до санкций могли кормить страну:

  • пищевая промышленность
  • нефтегазовая отрасль
  • сельское хозяйство
  • цветная металлургия.

По статистике, Россия больше всего импортировала инвестиционные и потребительские товары, вслед за ними шли промышленные.

Параллельный импорт — не панацея

Что ни при каких обстоятельствах не получится импортозаместить? Ответить на это вопрос очень просто. Нужно всего лишь взглянуть в список товаров, которые вошли в список параллельного импорта. Потому что, по мнению властей, именно эти категории заменить буквально нечем.

В перечень входит более 50 групп товаров, необходимых как для промышленности, так и для потребителей

В перечень вошли, например, косметические средства: духи, шампуни, косметика, средства для макияжа, маникюра и так далее. О том, как будет выживать рынок красоты в России, мы писали ранее. Также в список попало огромное количество комплектующих для российского автопрома, о перспективах его печальной судьбы читайте тут.

Что попало в список узаконенной контрабанды:

  • автомобили и запчасти для них
  • двигатели и их части
  • смартфоны и техника
  • бытовая техника
  • игровые приставки
  • фармацевтическая продукция
  • оборудование
  • устройства и оборудование для железных дорог, лодки, живые деревья, саженцы и цветы
  • соль, сера, грунт и камень, руды, зола и шлак
  • моторное топливо, нефтепродукты и смазочных материалы, изотопы, редкоземельные металлы, продукты химического производства, красители, «туалетные средства»
  • резина и резиновые изделия, мыло, моющие средства, свечи, пластилин, клеи, спички, взрывчатые вещества, пластмассы
  • одежда, обувь, косметика.

Сайт «Утро Февраля» уже писал о том, что импортозамещение и параллельный импорт сводятся к тому, что товары более низкого качества будут обходиться российскому потребителю в большую цену. В первую очередь из-за небольшого объема производства отечественных товаров и вопросов логистики.

Кажется, что список параллельного импорта включает в себя все необходимое. Однако некоторые отрасли просят расширить его.  Владельцы ресторанов предложили включить горячительные напитки в схему параллельного импорта. Ведь запасов импортного крепкого алкоголя в России хватит лишь до начала осени.

Экономисты прогнозируют ощутимый массовый эффект от санкций уже осенью. Учитывая то, что бизнес начнет понимать масштабы потерь постепенно, просьб о включении тех или иных продуктов в список на серый ввоз может стать ощутимо больше. Именно такие новостные заголовки лучше всего говорят об импортозамещении как о победоносном решении проблемы.

А вся эта гонка за независимостью и узаконивание ввоза контрабанды приведет к тому, что в попытках изобрести велосипед Россия просто не увидит в небе над соседними странами летающие машины.