ghost
Остальное

Наступления России не будет. По какому сценарию будут развиваться боевые действия

Поставляемая США гаубица M777 ведет огонь по российским позициям в Донецкой области, Украина, 21 июня. Фото: Tyler Hicks/The New York Time
21 июля, 2022

16 июля министр обороны Сергей Шойгу объявил о возобновлении наступления российских войск по всем фронтам. Накануне на девять дней армия вторжения получила отдых. Оправиться после тяжелых боев им позволили после того, как удалось захватить Луганскую область. И хотя в Киеве поправляют, что несколько сел самого восточного региона Украины все еще не подконтрольны Москве, глобально ситуацию это не меняет.

  • Захватив Луганскую область, Россия имеет два пути для попытки наступления – Херсонская и Донецкая области
  • Украинская оборона значительно улучшилась за пять месяцев войны, достичь прогресса Москве будет практически невозможно
  • Участившиеся угрозы из Кремля – элемент информационной войны, а не предвестие эскалации боевых действий

20 июля министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил и без того очевидные планы Кремля – Россия не собирается удовлетвориться только Донецкой и Луганской областями, а планирует оккупировать Херсонскую, Запорожскую области Украины, и еще «ряд других территорий».

Скорее всего, речь идет о Харьковской области, которую сейчас удалось захватить на треть, а также Николаевской и Одесской областях.

После апрельского отступления российской армии из-под Киева у России осталось несколько фронтов. И практически на всех нет существенного прогресса уже длительное время.

Харьковский, который должен был овладеть вторым по величине городом Украины, провалился с первых дней войны.

На Запорожском направлении удалось захватить райцентры – Мелитополь, Бердянск, Энергодар. Но взять город-миллионник с развитой промышленностью так и не удалось.

На Херсонском направлении российской армии удается удерживать почти всю область в оккупации, но попытки прорваться к соседнему Николаеву потерпели неудачу. Несмотря на то, что в марте передовым отрядам даже удалось войти в город.

Больше всего прогресса у ВС РФ на Донбассе. Однако захват все новых городов длится очень долго, требует аккумуляции всех ресурсов российской армии и полностью уничтожает населенные пункты после их штурма. Россия из-за своей тактики получает выжженную землю вместо некогда индустриального центра Украины.

Самые опасные направления

Получить стратегический перевес взятием Харькова Кремлю не удастся. К тому же для захвата настолько крупного города потребуются сотни тысяч бойцов, которых у Москвы без всеобщей мобилизации нет.

Штурм Запорожья приведет к тем же проблемам для российского командования, что и в случае Харькова. Заводов Россия не получит, так как после длительной обороны они будут уничтожены.

Остается еще два направления – Донбасское и Херсонское. Последнее для России можно назвать Николаевским или еще глобальнее – Одесским.

Донбасс необходим Кремлю как политическая цель. Одним из обоснований для начала войны против Украины была якобы защита так называемых «ДНР» и «ЛНР».

Одесса, в свою очередь, нужна как крупнейший морской порт. Если захватят Южную Пальмиру, Украина будет отрезана от моря и очень существенно ослабнет во всех отраслях.

Какую именно цель выберет Кремль, неизвестно, однако последнее время российские чиновники, в том числе даже Путин, зачастили с обвинениями Киева в отказе от переговоров и новыми угрозами. Это может означать переход к следующей фазе войны.

Что будет делать Россия

В Москве явно не готовились к длительной и изнурительной войне против Украины, поэтому выделить много человеческих ресурсов не могут. Но подстраиваться под выполнение новых задач придется.

Вести наступление даже на двух направлениях одновременно Москва не способна. Первоначально в Кремле надеялись разгромить именно Восточный оборонительный фронт украинцев, так как именно там были наиболее боеспособные подразделения. Сейчас план не особо изменился.

Военный эксперт, председатель Экспертного совета Центра исследования армии Леонид Поляков считает, что в ближайшее время все усилия России будут сконцентрированы именно на Донбассе: «Мы можем говорить только о том, что сейчас более вероятно или менее вероятно. Наиболее вероятно продолжение попыток дойти до административной границы Донецкой области, в направлении Славянска, Краматорска, Бахмута, Дружковки, вот этих населенных пунктов, которые они восемь лет не могли захватить». 

Марк Бобот – военный эксперт, подполковник Генерального штаба Армии обороны Израиля в резерве, уверен, что будут усиливаться бомбардировки украинских городов, но у сухопутной армии шансов нет, так как она увязла в Украине, как некогда нацистская Германия: «Что будет делать Россия? Она будет стараться закрепиться на территории, которую захватила, и стараться измотать бомбардировками Украину, по доктрине Дуэ* (Джулио Дуэ – итальянский генерал времен Второй мировой; считал необходимым тотально бомбить города авиацией для принуждения к капитуляции, – ред.), но у них не получится. Обе стороны сейчас в патовой ситуации. Россия проигрывает на поле боя, но держится за счет резервов и подвоза военной техники старинного производства». 

Однако за пять месяцев боевых действий десятки тысяч украинских резервистов и мобилизованных солдат прошли обучение, в том числе в странах НАТО, что делает оборону организованной на всех направлениях. Даже одолев донбасскую группировку, слома в пользу Кремля не произойдет.

«Украина воюет лучше, грамотно и мотивированно, – оценивает Марк Бобот. – Украина должна создать ударные подразделения для освобождения своей страны: танки, артиллерия, инженерные войска, тяжелая пехота, полевая разведка, защищенная связь и логистика… а главное подготовка и обучение, слаживание подразделений в учениях для боев. Украина должна консолидироваться внутренне (что она и делает), и готовить инфраструктуру и армию. Необходимо перехватить инициативу, одной артиллерией не победить».

Херсонский фронт

ВСУ тем временем готовят контрнаступление. Когда и где оно произойдет, неизвестно, но наиболее вероятный сценарий, как считают военные аналитики, случится именно в Херсонской области. Там же, где наступать могли бы российские войска.

О ситуации на месте известно не очень много. Российские командные пункты и другие военные объекты последний месяц постоянно попадают под обстрелы украинской дальнобойной артиллерии на этом участке. Это позволяет сорвать наступление ВС РФ.

В тоже время в сеть попали фото бетонных укреплений, которые свозили в регион российские войска. Усиление обороны подтверждает и британская разведка в ежедневном отчете: «Укрепление включает передвижения живой силы, техники и средств обороны между Мариуполем и Запорожьем, а также в Херсоне. Российские силы в Мелитополе также усиливают меры безопасности.

ВСУ оказывают давление на российскую линию обороны в Херсонской области уже более месяца, а согласно недавним заявлениям Зеленского, Киев готовит наступательную операцию с целью вытеснения России из районов, которые она в настоящее время контролирует», – пишет разведка.

Фото: ТГ-канал Perepichka NEWS

В южных регионах замечают и колонны военной техники, которую через Крым перебрасывают в Херсонскую область. В основном это танки Т-62, Т-72 и Т-80. Первые – особенно устаревшая модель, которую уже сняли с вооружения многие страны-операторы. Западные обозреватели отмечают дефицит вооружения у ВС РФ, но в любом случае танки – в большей степени наступательное, а не оборонительное вооружение.

Тактику действий украинских военных угадать сложно – своими планами они не делятся и вариантов освобождения территорий может быть много. На прошлой неделе РСЗО HIMARS уничтожали командные пункты и склады боеприпасов, в соцсетях разлетелось видео мощного удара в Новой Каховке, где погибли сотни российских военных.

На юго-запад от Херсона украинские подразделения понемногу освобождают небольшие села. Еще один существенный удар уже дважды наносится в одно и тоже место – Антоновский мост. Редакция «Утро Февраля» рассказывала о стратегическом значении этого объекта. Если мост уничтожить – вся группировка российских войск в оккупированном областном центре окажется заблокированной на правом берегу Днепра. Без подкреплений ликвидация гарнизона станет лишь вопросом времени.

Советник главы Херсонской областной военной администрации Сергей Хлань объясняет географию боевых действий: «Основная цель попадания в Херсоне — не Антоновский мост. А территория за ним. Там есть такая площадка, где россияне сделали очень мощные укрепления, разместили много оружия, разместили военное подразделение, занимающееся охраной и выступающее мощным блокпостом на территории между мостами. Сейчас там мощный взрыв». 

Тем временем российские военные пропагандисты смело заявляют, что и в каком порядке будут захватывать. Увеличение собственных потерь от таких публикаций их, вероятно, мало беспокоит. Херсонской области уделяется мало внимания, и о будущих территориальных приобретениях в этом регионе «журналисты» редко грезят в своих постах.

Донбасский фронт

С момента захвата Лисичанска и Северодонецка в первых числах июля ситуация на Донбассе мало изменилась. О стратегии российских войск редакция уже рассказывала ранее.

На Донбассе до сих пор находятся все наиболее боеспособные части ВС РФ. Они пытаются прорвать хорошо укрепленную оборону украинских войск. Сейчас бои идут по линии Бахмут – Северск – Славянск.

Прорвать этот оборонительный рубеж будет крайне сложно, если вообще возможно. Украинские войска спустя недели боев и тысячи новых погибших российских военных могут рассматривать вариант нового отступления. Но даже в таком случае, еще спустя месяц-два, Россия продвинется лишь на несколько десятков километров, не более.

С нынешними темпами на полный захват Донецкой области уйдет еще несколько месяцев. После чего у российской армии не останется сил даже на оборону.

Поэтому такой вариант возможен, но он является не единственным возможным. Сейчас попытка прорыва идет по центру линии укреплений – в небольшом городке Северске.

Достоверной информации о количестве расположения российских войск на оккупированных территориях Украины нет, но есть косвенные признаки. Так, в мае была опубликована карта абонентов российских операторов мобильной связи, которые находятся в украинских регионах.

Наибольшая концентрация зафиксирована в Херсонской, Харьковской областях и на севере Донецкой области.

Еще одна крупная группировка войск находится на север от города Донецка, однако там могут быть преимущественно солдаты, набранные из числа местных жителей Донецкой и Луганской областей, в составе так называемых армий «ДНР» и «ЛНР». Поэтому они будут пользоваться украинскими операторами.

Наиболее активные боевые действия там подтверждаются сводками министерств обороны и Украины, и России. Сосредоточение там российской армии лишь подтверждает, что наступление будет продолжаться в этом же районе, такими же темпами и с прежней тактикой.

Сейчас единственным метододом продолжать воевать с Украиной остается артиллерийское преимущество. Крупные силы гаубиц и РСЗО находятся также в этом районе.

Это позволяет постоянно атаковать украинские позиции, но ни о каком штурме или прорыве речь не идет. Кремль может перебросить туда последующие подкрепления из числа постоянного «добровольно-принудительного» набора мобилизованных и попытаться ускорить прогресс.

Устрашающие заявления из Кремля, в том числе слова Лаврова, скорее элемент информационной войны, но не результат настоящих боевых действий. Леонид Поляков объясняет: «Не имея успеха на поле боя, российское руководство традиционно начнет, вернее уже начало кампанию информационного шантажа, чтобы принудить Украину к соглашению по прекращению огня, к переговорам, уступкам, к уступкам территории, отказа от Крыма ну и список длинный хотелок. 

Пока что заявления Лаврова я бы поставил в один ряд с заявлениями Медведева, Патрушева, Шойгу, которые нацелены прежде всего на то, чтобы не мытьем, так катаньем как-то втянуть Украину в переговоры о прекращении огня, и с продолжением боевых действий все эти пугалки, они не связаны». 

Однако такая тактика скорее приведет к росту собственных потерь, а не к захвату новых территорий. Шансов на серьезное изменение ритма боевых действий для России пока что нет. По мере западной военной помощи Украине – и не предвидится.