Восстанавливать города непризнанных республик также планируют силами столицы России. Местные СМИ пишут, что именно Москва возьмет финансовое шефство над Донецком и Луганском, деньги будут выделены напрямую из бюджета города. Однако какую сумму планируют потратить на проект, пока не сообщается, как и конкретная смета расходов.
Однако финансирование столиц «ЛДНР» — только часть проекта восстановления. Охватить планируют вообще все «освобожденные» территории, некоторые из которых потребуют особого внимания и дополнительной русификации. Кабмин даже создал целый штаб, фокус которого будет направлен исключительно на восстановление регионов Украины.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее подчеркнул, что по каждой паре «регион — шеф» будет принято отдельное решение относительно того, откуда местные власти возьмут финансирование. Он заверил, что для этого не нужны никакие юридические документы, что само по себе бросает тень на прозрачность механизма.
Так называемые портфели уже успели распределить. Первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко, которого СМИ уже окрестили новым куратором по коммуникации между Кремлем и «ЛДНР», рассказал, как будут распределяться обязанности. Например, Башкирия будет помогать Красному Лучу в Луганской области, Брянская область — городу Брянке, а Курская область — Первомайскому в Донецкой области. Неформальными кураторами Мариуполя пока остаются кадыровцы.
Кириенко подчеркнул моральную сторону вопроса, практически процитировав Ленина: «Не будь рабом презренным низменных страстей!» Видимо, предрекая бунт на корабле.
«Мы должны все время помнить, что, наверное, с точки зрения финансовых ресурсов, которые Россия выделит сегодня в помощь Донбассу, с точки зрения материальных ресурсов, человеческих ресурсов, которые мы туда выделяем, это мы помогаем. Но с точки зрения примера патриотизма, настоящего чувства гордости и ответственности за свою судьбу и свою страну, нам есть чему поучиться у людей на Донбассе. И кто кому больше дает сейчас в этой работе — это большой вопрос, если честно», — сказал первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко.
Механизмы всероссийской «помощи» нам еще предстоит оценить, схема поддержки средствами московского бюджета была обкатана в Севастополе еще при мэре Юрии Лужкове. За счет бюджета жителей российской столицы глава Москвы построил в Крыму жилые комплексы для военных, больницы и детские сады. Также Москва инвестировала и в туристическую отрасль. Только за 2011–2013 годы в полуостров вложили около 3 млн долларов. Символично, что именно на деньги правительства Москвы был отремонтирован флагман Черноморского флота — крейсер «Москва».
Пропорционально с увеличением дотаций росло и публичное желание Лужкова вернуть Севастополь в состав России. В Украине его даже объявили персоной нон-грата, помочь с этим Лужкову смог только Виктор Янукович. Вспоминать, что такое финансирование Севастополя, московский бюджет начал уже при Собянине, в 2018 году.
С течением времени меняются и адресаты так называемых писем счастья, отправляемых из московской мэрии. Ведь вся путинская внешняя политика направлена на бесконечное спасение людей, живущих за границей самой России.
И если миллионные дотации в Крым можно было оправдать морем, солнцем, хорошими отношениями между странами и привлекательной туристической инфраструктурой, то восстановление Донецка и Луганска за деньги москвичей вызывает гораздо больше вопросов.
Особенно важен момент, когда Донбассу понадобилось восстановление, — он абсолютно логично и закономерно совпал с периодом изоляции России, санкциями и обнищанием людей. Всего в России, по подсчетам журнала Forbes, к концу года могут лишиться работы более 600 тыс. человек. Причем терять работу первыми начали жители столицы и других крупных городов. Ведь именно там сосредоточены международные компании, которые давали сотни тысяч рабочих мест. Исходя из этого, захваченные украинские регионы могут уже очень скоро стать ярмом на шее, из которого строить победу национальной идеи над здравым смыслом будет все сложнее. Приводим лишь некоторые комментарии людей в соцсетях.
Для многих россиян такая опека «освобожденных от нацистов» украинских городов хоть и входит в перечень духовных скреп, перестает отвечать элементарным человеческим интересам. Хотя вопрос восстановления Украины может посеять такие мысли не только в России.
Президент Владимир Зеленский предложил так называемую историческую модель восстановления страны. Любая компания, город или государство из числа партнеров может взять шефство над восстановлением конкретного региона или отрасли в Украине.
Перспектива плана России, разумеется, меркнет после озвучивания планов по восстановлению Украины самыми успешными государствами — лидерами демократии. Примечательно и то, что сейчас стороны конфликта фактически делят шкуру неубитого медведя, ведь даже временного перемирия достигнуть не удалось, за каждый конкретный населенный пункт идут бои.
То есть не факт, что Николаевскую область, как уже анонсировали в Офисе президента Украины, будет реконструировать богатая Дания, а не, например, Челябинская область.
Третий вариант развития событий, который, впрочем, имеет право на жизнь только в случае реализации сценария Офиса президента, заключается в том, что вдобавок к западному финансированию украинские города будут восстановлены за счет российских репараций.