ghost
Остальное

Суд над Вадимом Шишимариным: две стороны одной медали

23 мая, 2022

Это 3 из 6 часть истории "Война в Украине 89-й день"

В понедельник Соломенский районный суд Киева огласит приговор 21-летнему сержанту российской армии Вадиму Шишимарину, который обвиняется в том, что 28 февраля застрелил в Чупаховке Сумской области 62-летнего местного жителя Александра Шелипова (тот говорил по телефону, и солдаты решили, что он передает информацию о них украинским войскам). На следующий день Шишимарин вместе с тремя другими российскими военными сдался в плен.

Сам Шишимарин свою вину полностью признал и заявил, что готов понести любое наказание (вторая часть 438-й статьи Криминального кодекса Украины, «Нарушение правил и обычаев войны» предусматривает лишение свободы на срок от десяти лет до пожизненного). Обвинение требует осудить российского военного-контрактника пожизненно. Адвокат Виктор Овсянников настаивает на том, чтобы его подзащитного признали невиновным, поскольку он якобы стрелял без намерения убить. Екатерина Шелипова, вдова убитого, хочет для Шишимарина пожизненного заключения, однако не возражает против того, чтобы его использовали для обмена.

Приговор здесь вторичен. Важен сам суд, причем по двум причинам.

Во-первых, он показывает российским военным: не стоит надеяться на свою безнаказанность, каждый из них может предстать перед лицом украинского правосудия. Шишимарин – первый, кому выпала такая участь, но наверняка не последний. И оправдание «Я просто выполнял приказ» как не работало в Нюрнберге, так не работает и здесь.

Впрочем, относительно приказа в этом деле полной ясности нет. В данном случае приказ стрелять отдал некто Куфаков – человек в военной форме без знаков различия, неизвестного звания. Во всяком случае непосредственно по службе Шишимарин подчинялся не ему, а прапорщику Макееву, который такого приказа не давал и уже вернулся домой в ходе обмена военнопленных. А Куфакова уже ни о чем допросить не получится – примерно через час после этого события он получил ранение, которое оказалось смертельным.

Так или иначе, теперь российские солдаты и офицеры будут знать: за все, что они натворили в Украине, рано или поздно придется отвечать, если только они останутся в живых. Есть надежда, что это удержит их от зверств на оккупированных территориях.

Но это одна сторона медали. Вторая же состоит в том, что Шишимарина в Украине ожидало не судилище, не расправа, не сведение счетов, а справедливый и независимый суд. Думается, украинские власти неслучайно постарались сделать этот процесс максимально открытым и публичным.

Да, Шишимарин убил мирного жителя (в чем и сам признался) и должен за это ответить. Но ответить исключительно по закону, с соблюдением его прав, с адвокатом, с полной возможностью защищаться. И весь мир (включая и Россию – ведь никакой «железный занавес» не может полностью блокировать информацию) увидел, что Украина – это правовое государство, а не такая страна, где кровожадные бандеровцы убивают кого хотят.

Скорее всего, и это повлияет на настроения среди российских военных, особенно тех из них, кто, в отличие от Шишимарина, не убивал гражданских. Они поймут, что в украинском плену им опасаться нечего. Судить будут только тех, кто действительно вышел за пределы законов войны, но судить по всей процедуре. Возможно, и складывать оружие они теперь станут охотнее.

А какой срок получит Шишимарин и будут ли его обменивать (скорее всего, будут) – это уже второй вопрос.

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>