Пять месяцев назад социальные сети украинцев активно пополнялись не только фотофактами начавшейся войны, но и наивными призывами к россиянам выходить на площади своих городов и заставить власть остановиться. Тогда казалось, что диктатура Кремля уже изрядно надоела гражданам РФ, а футболки со знаком Z носит меньшинство.
Веру в это уничтожили результаты социологических опросов. Ученые, которые всерьез занимаются социологией как наукой, справедливо критиковали эти исследования, называя их ангажированными, а следовательно, нерепрезентативными.
Парадокс в том, что результаты подконтрольного Кремлю ВЦИОМ незначительно отличаются от признанного «иноагентом» «Левады-Центра», но все равно являются катастрофическими.
Как видим, сенсационного разброса цифр по источнику не наблюдается, поэтому фраза «большинство россиян поддерживает войну» актуальна и в феврале, и в мае, и сегодня. Однако есть несколько тонкостей:
В некоторых случаях увеличение числа поддерживающих «спецоперацию» может быть продиктовано тем, что федеральное телевидение с каждым днем наращивает градус пропаганды и истерии, а силовики возбуждают все больше уголовных дел. Люди, которые хотели бы высказаться против войны, просто не попадают в статистику.
Также интересное наблюдение и по половому признаку. Большинство людей, которые однозначно поддерживают войну, — мужчины. Разница особо заметна как раз в сегменте среднего возраста — от 30 до 50 лет. Примечательно, что фанатами войны чаще всего становятся мужчины, которые переросли призывной возраст.
Также, исходя из результатов, большинство тех, кто одобряет войну, верят государственным СМИ, а среди тех, кто не одобряет, — наоборот. Федеральные каналы быстро подхватили первые исследования провластных социологических центров и каждый месяц стараются выдать их за социальную норму.
Результаты последнего опроса ВЦИОМ вообще загадочны. СМИ со ссылкой на источники пишут, что мнение россиян насчет целесообразности войны разделились примерно поровну. Эти неутешительные для Путина итоги обсуждались на совещании в Администрации президента.
Также не совсем верным является утверждение, что россияне поддерживают войну исключительно из-за дезинформации. Отчасти, пропаганда действительно играет большую роль в формировании общественного мнения. Однако есть часть людей, которые знают о смертях мирных украинцев от российских военных и в полной мере осведомлены о том, что Россия проводит не «специальную операцию», а ведет настоящую войну. И все равно поддерживают эти действия.
Людей, поддерживающих войну, можно даже сгруппировать по тем оправданиям, которые они озвучивают. Это и защита русского мира, и спасение Донбасса, и геополитические амбиции, и желание вернуть Советский Союз, и ненависть к мифическим нацистам.
Как будет меняться рейтинг войны, спрогнозировать сложно даже социологам. С одной стороны, обнищание и изоляция могут подтолкнуть россиян к изменению позиции. С другой — все побочные эффекты от никому не нужной войны трактуют как давнее желание Запада уничтожить Россию, которая страдает только потому, что хочет всех спасти.