ghost
Остальное

Что сказал Саули Ниинистё Владимиру Путину, или Почему Финляндия прощается со своим нейтралитетом

фото: NATO
17 мая, 2022

Это 3 из 8 часть истории "Война в Украине 83-й день"

Финляндия является нейтральной державой с 1948 года — именно тогда это положение было прописано в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Хотя этот договор в 1992 году был признан утратившим силу, нейтральный статус страны сохранялся. В 2019 году «Вестник МГИМО» даже опубликовал научную статью под названием «Нейтралитет Финляндии как часть ее национальной идентичности».

При этом Владимир Путин с момента прихода к власти главной задачей своей внешней политики видел недопущение расширения НАТО. В прошлом году это даже довело его до безумного требования изгнать из альянса всех членов, принятых туда после 1997 года. Что же касается Финляндии, российский президент всегда настаивал на ее нейтралитете.

Казалось бы, если Финляндии нравится быть нейтральной, а Путин желает видеть ее именно такой — никакой другой эта страна в принципе быть не может. Тем не менее сейчас Финляндия окончательно намерена вступить в НАТО, и 99 шансов из 100, что ее туда очень скоро примут. Как такое стало возможно? 

Разъяснить этот кажущийся парадокс помог телефонный разговор финского президента Саули Ниинистё с Путиным в минувшую субботу. Содержание этого разговора известно, пресс-релиз о нем опубликован на официальном сайте президента Финляндии.

Процитируем его: «Ниинистё рассказал Путину о том, насколько бесповоротно высказанные в конце 2021 года требования России заблокировать вступление Финляндии в НАТО и нападение России на Украину в феврале 2022 года изменили условия безопасности в Финляндии».

Конечно, эти два фактора только подвели итог процесса, который шел уже давно: государственная политика, которая сохранялась десятилетиями, не меняется за месяц или два. Но ключевую роль сыграло именно сочетание этих двух факторов.

Путин долгие годы требовал, чтобы Украину не принимали в НАТО — и ее туда не принимали, как не принимают и по сей день. В результате, когда Путин на нее напал, украинцам пришлось рассчитывать исключительно на собственные силы.

Несложно сделать вывод: в устах Путина слова: «Не вступайте в НАТО» означают: «Оставайтесь беззащитны передо мной». Ниинистё, как всякий разумный политик, не желает своей стране повторить судьбу Украины — и заранее принимает меры. Причем нельзя сказать, что Финляндии такая судьба совершенно не грозила: как известно, эта страна в свое время входила в состав Российской империи, а Путин явно считает себя ее наследником. В его глазах Финляндия — это тоже «наша потерянная территория».

Такой результат означает не то чтобы крах всей международной политики Путина, а, скорее, методов этой политики. В конце концов, Россия изначально была большой, богатой и влиятельной страной, которая вполне могла бы, как ядро, притягивать другие государства, отстаивать в них свои интересы, формировать альянсы… Взявшись за дело с умом, можно было бы достичь впечатляющих результатов. Но правящая в России элита не знает других методов действия, кроме насилия, угроз, шантажа — одним словом, принуждения. А принуждение естественным образом рождает сопротивление, как это произошло в том числе и с Финляндией. И вот результат: если Россия сможет когда-нибудь приобрести международный авторитет, то вряд ли при жизни нынешнего поколения. 

Широко известно понятие «самосбывающееся пророчество». Это предсказание, которое самим своим фактом побуждает людей действовать таким образом, чтобы оно осуществилось. Например, если во всеуслышание предсказать, что через неделю в городе будет невозможно купить сахар, то все побегут в магазины запасаться сахаром — и на какое-то время он действительно исчезнет из продажи. Это же касается и курса акций, и многого другого, в том числе и политики.

Путин попал в ловушку собственного самосбывающегося пророчества. Он так упорно видел угрозу в НАТО, что сделал эту организацию действительно опасной для себя. Он так стремился избежать вступления Финляндии в НАТО, что не оставил этой стране никакого выхода, кроме как вступить в альянс (как, кстати, и Украине — просто ее примут немного позже, чем Финляндию).

Ниинистё указал на это со всей определенностью, а заодно и напомнил свои слова, сказанные при первой встрече с Путиным десять лет назад: каждое независимое государство максимизирует свою безопасность. Для Финляндии, которая находится в такой близости от путинской России, наилучший способ сделать это — вступить в НАТО, похоронив 74-летнюю традицию нейтралитета.

А ведь для того, чтобы Финляндия действительно оставалась нейтральной, Путину достаточно было просто ничего не делать. 

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>