Не так давно мы рассказывали, как живут украинские пленные: допросы, пытки, моральное и физическое насилие, фильтрационные лагеря. Рассказываем, как себя чувствуют те, кто выбрал сторону России, и есть ли они.
В апреле Верховная Рада Украины приняла законопроект №7186, который предусматривает уголовную ответственность за пособничество государству-агрессору. Речь идет об умышленных действиях в пользу вражеского государства, таких, например, как поставка оружия.
Открытых источников, содержащих информацию о количестве коллаборантов, не существует. Однако сказать, что людей, выбирающих сторону врага, нет — тоже нельзя. Мы не знаем причин, по которым они это делают. Возможно, это искренняя любовь к российскому режиму, возможно, обыкновенное желание выжить.
Как же складываются отношения между российскими оккупационными властями и коллаборантами? Насколько нам известно, не очень хорошо. Россия активно ищет предателей Украины и делает все, чтобы украинцы таковыми стали. Это нужно для замещения ими должностей оккупационной администрации. Для российских властей это гораздо удобнее — украинцы лучше знают «внутреннюю кухню», могут оперативнее помочь с установлением нового порядка.
Для коллаборантов Россия предлагает «эксклюзивные» условия: непомещение в фильтрационные лагеря или СИЗО. В общем-то Родину можно продать просто — за кусок хлеба и возможность не умереть в пытках.
Однако даже это не помогает массово переходить на сторону россиян. Большинство украинцев не хотят в это лезть. Поэтому противостояние на захваченных территориях очень сильное, люди не хотят подчиняться оккупантам. Можно сказать, что у России нет поддержки среди местного украинского населения. Кажется, люди готовы проходить страшны фильтрационные лагеря, умирать в пытках, лишь бы не вставать на сторону страны-агрессора.
Нужно также учитывать, что украинцы, выбравшие сторону врага, находятся не только под угрозой уголовной ответственности, но и под угрозой расправы со стороны местного населения. Человеческий фактор никто не отменял, предателей никто не любит. Выбрав сторону врага, сделать шаг назад — очень сложно.
Российским властям приходится непросто, они вынуждены не только контролировать оккупированную территорию, но и управлять местными процессами практически самостоятельно. Подавляющее большинство украинцев сотрудничать с российской армией не хочет.