ghost
Остальное

Народ и диктатор. Снова Санкт-Петербург

Народ и Диктатор. Снова Питер
21 апреля, 2022

Это 3 из 18 часть истории "Глубинная Россия"

«Утро Февраля» начинает новый цикл диалогов на фоне войны. Наш журналист ездит по стране и разговаривает с жителями больших и малых городов, столиц и сел. О том, что думает глубинный народ. Как россияне относятся к войне в Украине, к западному миру, изоляции, новостям и санкциям. История третья: Санкт-Петербург.

“Жизнь же продолжается, надо отдыхать пока мы можем себе это позволить”.

На этой неделе нам удалось опять побывать во втором по значимости городе России — Санкт-Петербурге. Этот город всегда довольно сильно уступал по обеспеченности столице страны, но при это всегда был привлекательным в плане туризма даже для москвичей. Довольно распространенной была и пока что остаётся традиция ездить в Санкт-Петербург на выходные для того чтобы перезагрузиться, побыть вдвоем вдали от знакомых или же отпраздновать день рождения. Свидетелем последнего события мы и стали. Наш репортер приехал в северную столицу вместе с группой врачей и их родственников, чтобы посмотреть как живёт город, что менялось в нём спустя практически два месяца после начала войны и понять, могут ли москвичи по-прежнему позволить себе поездку сюда на несколько дней для отдыха.

Говоря по финансовую составляющую стоит сразу отметить подорожание транспорта, который связывает Москву и Петербург. Средняя цена на место в плацкарте вместо привычных 1.500 рублей теперь составляет 2.000 рублей. Проезд по платной трассе без транспондера (специальное электронное устройство, которое позволяет ускорить прохождение шлагбаумов в начале и в конце платного участка и даёт скидку на проезд) для легкового автомобиля теперь составляет примерно 3.000 рублей вместо 2.000. Аналогичная ситуация и с самолётами. Раньше можно было довольно быстро и просто найти авиабилеты по цене 2.000 — 3.000 рублей за полёт туда и обратно, теперь таких цен нет, а рейсы уже не летают так часто. До войны в Украине самолеты между Москвой и Питером летали примерно каждые 30 минут, теперь каждый час-полтора, в дальнейшем ожидается продолжение снижения летной активности между этими городами из-за западных санкций против авиационной отрасли России. На данный момент мы можем констатировать, что сильного скачка цен не произошло, но при этом всём они выросли за довольно короткий срок. Очевидно, что если ситуация вокруг Украины в ближайшие месяц-два не придёт к мирному руслу, то нас ожидает сворачивание как транспортной, так и туристической активности между Москвой и Санкт-Петербургом.

Подорожало также и съёмное жильё, примерно в 1,5-2 раза. Если раньше снять хорошую квартиру в центре с 2-мя — 3-мя комнатами можно было за 4.000 — 5.000 рублей, то теперь стоимость возросла до 7.000 — 8.000. Неудобства также добавляет уход с российского рынка крупнейших сервисов бронирования Airbnb и Booking. Их российские аналоги на фоне образовавшегося вакуума на рынке стали постепенно набирать популярность, но им по-прежнему довольно далеко до зарубежных аналогов, у которых был более удобный интерфейс и бОльший выбор вариантов проживания. Также уход крупных игроков, на наш взгляд, повлиял и на рост цен на аренду — Airbnb и Booking имели меньшую комиссию за свою работу, чем российские аналоги. Это и подтолкнуло хозяев жилья к повышению цен. В конечном итоге в минусе больше всего оказывается именно пользователь услуг, который теперь получает худший вариант, но за большую цену.

В нашем случае, для компании врачей, которые приехали праздновать день рождения своей коллеги Евгении, все эти повышения цен оказались не слишком значительными. Однако в ходе общения эта тема периодически всплывала в общих чертах. “Как же подорожала платка, она и раньше стоила не сильно дешево, но выбора конечно нет. По ней я за 5-6 часов добираюсь до Питера на своей машине” — говорит сама Евгения, которая привезла друзей в Питер на своём же автомобиле. По интонации было понятно, что она недовольна сложившейся ситуацией, но пока готова терпеть такое повышение цен. Со съёмной квартирой всё тоже оказалось не так просто. Из-за того, что бронирование в этот раз было совершено через российский сервис, то хозяева жилья смогли навязать дополнительный договор с залогом, который составил 30.000 рублей. Дело в том, что в случае аренды жилья через западные сервисы, именно они всегда выступают гарантами сохранности жилья. Российские агрегаторы такую ответственность на себя брать не хотят, поэтому Евгении пришлось заключать дополнительный договор на аренду и брать с собой дополнительные наличные деньги, для того чтобы просто оставить их хозяйке в качестве залога. В этом плане удобства стало гораздо меньше в сравнении с довоенным периодом. Стоит отметить, что ни Евгения, ни её коллеги никак не связывают повышение цен и остановку работы европейских сервисов бронирования с так называемой “специальной военной операцией”. И это при условии, что всем в компании (из 6 человек) меньше 30 лет и они практически не смотрят путинское пропагандистское телевидение.

Празднование дня рождения растянулось на 2,5 дня и за этом время мы посетили большое количество туристических мест, побывали в нескольких ресторанах и при этом постоянно общались друг с другом на самые разные темы. В первый же день на прогулке мы наткнулись на рекламный билборд на котором было написано красным цветом слово “Буча”.

Удивительно, но эта надпись не вызвала ни у кого из компании буквально никаких эмоций. Ребята просто отметили, что она есть и прошли мимо. Даже короткого разговора о том, чему посвящена эта надпись не состоялось и никто даже не выразил никакого личного отношения к этому. Очевидно, что Евгения и её коллеги пытаются просто не обращать внимания на ту реальность и те перемены в мире, которые сейчас происходят. Единственное, что нам удалось услышать за всё время общения с ребятами и что касалось войны в Украине была фраза именинницы: “Жизнь же продолжается, надо отдыхать пока мы можем себе это позволить”. Она прозвучала в момент, когда мы рассчитывались в одном из ресторанов, где также выросли цены за последние несколько недель. Рост оказался не слишком значительным — в среднем 50 рублей на каждую позицию в меню, но на общем чеке это было более чем заметно. Вся компания одновременно заговорила о том, что через месяц-два походы в ресторан и поездки даже в соседние города придётся сократить. В целом начались разговоры о том, жизнь стремительно ухудшается и что скоро работать придётся ещё больше, а денег стало меньше. Это всё и прервала Евгения своей оптимистичной фразой.

“Закаты в этом городе всё ещё бесплатны для нас и даже за ними сюда стоит приехать” — подчеркнула она, когда мы все вместе вышли на улицу и обратили внимание на красивое розовое небо. Евгения уверена, что в её жизни всё будет хорошо и что беды обойдут её стороной. Поэтому она видимо и не разговаривает о войне, не обращает внимание на какие-либо городские знаки, вроде надписи про Бучу и лишь иногда возмущается тем, что по её мнению цены на некоторые товары и услуги растут несправедливо. Евгения относится сейчас к тому типу россиян, которые до последнего будут пытаться не замечать войны и её последствий, стараться по-прежнему ездить в Питер и тратить с каждым месяцем всё больше и больше денег на то, чтобы продолжать поддерживать в своей голове иллюзию мирной жизни. Из-за этого Евгению становится жалко, ведь в один день её картина может рухнуть в силу непреодолимых причин. Произойти это может в любой момент пока идёт война на территории Украины, о которой, конечно же, ни она, ни её коллеги стараются не думать и не замечать. Это одновременно пугает и удивляет, ведь даже во время нашей поездки в Узбекистан с группой россиян они постоянно заводили разговоры о происходящем в мире, так как это касалось абсолютно всех. Сейчас мы стали свидетелями обратной ситуации — даже при наличии ярких маркеров того, что мир вокруг меняется и жизнь становится сложнее (из-за повышения цен и прочего), Евгения и её коллеги врачи до последнего делают и будут продолжать делать вид, что всё у них хорошо. Получается своеобразный “пир во время чумы”, где люди, доход которых не был уничтожен санкциями и сохранился в полном объёме, продолжают пытаться радоваться жизни и получать те блага, которые всё ещё доступны. И это в мире, где у них есть все шансы и возможности начать противостоять путинскому режиму, который, в конечном итоге, если его не остановить, похоронит и их последние возможности даже на такие “базовые” развлечения вроде короткой поездки в бывшую столицу Российской империи.

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>