ghost
Остальное

«Мы занимаемся развитием своего края. А отправиться на войну — это выбор каждого, но с нас, мне кажется, этого хватит»

фото: Александр Селянский
3 июня, 2022

Это 13 из 18 часть истории "Глубинная Россия"

В середине нашей экспедиции по Дагестану с палатками мы сделали остановку в высокогорном селении Хунзах в гостевом доме, который открылся здесь первым еще до большого наплыва туристов.

Нам нужно было передохнуть перед продолжением поездки, помыться и постирать вещи, поэтому остановиться у Магомеда (так зовут хозяина гостевого дома) было лучшим решением.

Хунзах — районный центр Хунзахского района и один из наиболее развитых населенных пунктов в Нагорном Дагестане. Именно он является одной из точек притяжения для туристов, это место выглядит крайне привлекательным для жизни. В Хунзахе проживает довольно большое количество русских, так как здесь базируется крупный пограничный отряд, который занимается охраной российско-азербайджанской и российско-грузинской границы. Сейчас здесь открылось большое количество гостевых домов и гостиниц для туристов, а большинство местных стали заниматься организацией путешествий. Здесь же открылась первая в Нагорном Дагестане спешелти-кофейня и прокат эндуро-мотоциклов. Можно сказать, что Хунзах сейчас переживает второе рождение и расцвет, что является довольно большой редкостью для современной России, в которой сельские населенные пункты постепенно вымирают и превращаются в призраки.

фото: Александр Селянский

Магомед – один из тех, кто способствовал перерождению Хунзаха. Ему чуть больше 30-ти, он получил высшее образование в Махачкале, после этого долгое время работал в администрации Хунзахского района. Сейчас он содержит сеть из трех гостевых домов и отвечает за развитие туризма в регионе на муниципальном уровне. Магомед — верующий мусульманин и радушный хозяин.

«Я безумно рад, что ты вернулся, Саш (мы знакомы уже около года). Этим летом вокруг всей движухи вокруг Украины Дагестан получит еще больше туристов. Если у людей, конечно, еще будут деньги на поездки», – начал Магомед. Позже он признался, что после закрытия букинга, на котором размещался, у него была небольшая просадка в заполняемости дома, но сейчас все вернулось в довоенную норму, и этим летом его гостевые дома будут принимать посетителей практически каждый день. На вопрос о том, много ли людей из Хунзаха отправились на войну в Украину он ответил вот что: «Да, Саш, люди реально отправляются воевать, и многие не возвращаются. Кому-то нужны деньги, кто-то думает, что идет защищать Родину. Но мне кажется, что они не совсем правильно расставляют приоритеты. Мы занимаемся развитием своего края. Это сейчас самое главное. А отправиться на войну – это выбор каждого, но с нас, мне кажется, этого хватит», – констатирует Магомед, под последней фразой подразумевая усталость дагестанского народа после Второй чеченской войны, которая в том числе проходила и на территории Дагестана и которая привела к многочисленным терактам в регионе. В этом плане нас удивил тот факт, что по самому Хунзаху развешено довольно много объявлений о наборе на воинскую службу по контракту. На местных кладбищах уже готовят новые участки для свежих могил участников так называемой «специальной военной операции». И все это в Дагестане, в котором, по сути, шла партизанская война между местной властью и партизанскими отрядами радикальных мусульман, выступающих против нахождения региона в составе России. Спокойно здесь стало только во второй половине 2010-х годов, когда местной администрации совместно с федеральным центром удалось подавить все очаги международного терроризма.

фото: Александр Селянский

В связи с этим и возникает логичный вопрос: неужели Дагестан и дагестанцы не устали от боевых действий и не стремятся к мирной жизни? «У нас все еще очень много бедных семей из небольших сел. Для мужчин нынешний шанс поучаствовать в войне за большие деньги кажется лучшим выходом из бедственного положения. Пойми, далеко не все готовы и могут заниматься туризмом или чем-либо еще. Люди у нас не все образованные, а многие просто ленивые. Им кажется, что проще всего отправиться на войну, немного побыть там, а после вернуться с деньгами да еще и героем», – отвечает на этот вопрос Магомед. И действительно, несмотря на бурное развитие туризма в Дагестане, конечно же, не все его жители готовы заниматься организацией путешествий и созданием инфраструктуры. У многих нет стартового капитала, кто-то плохо владеет русским языком, кого-то туристы просто отталкивают как чужеродный элемент.

В любом случае — туризм не оказался панацеей для экономической и социальной ситуации даже в популярном среди путешественников Хунзахском районе. И людям участие в так называемой «специальной военной операции» представляется привлекательным именно из-за денег, а не по идеологическим соображением. И это, вызывает много вопросов. Какой может боевой дух и дисциплина у армии, большинство солдат в которой воюет исключительно ради денег?

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>