“Гробы буквально сотнями везут, очень много. Ну ничего страшного, мы всё равно будем продолжать воевать за Россию!”
Наша команда продолжает серию репортажей из разных регионов России. Сегодня мы расскажем про Северную Осетию — одну из самых маленьких республик в стране, где проживает единственный на Северном Кавказе коренной христианский народ. Меньше Осетии в Российской Федерации только республика Ингушетия, которая является её соседкой и с которой у них существует длительный территориальный конфликт, который гасится усилиями Москвы. Традиционно население Северной Осетии поддерживает любые начинания президента Путина и в целом относится к нему очень лояльно. Это обусловлено в первую очередь двумя важнейшими факторами — именно при нём регион оказался в полной безопасности и получил возможность стабильно развиваться после окончания второй чеченской кампании и и именно при путинском режиме (хотя тогда формальным президентом был Дмитрий Медведев) Российская Федерация поддержала Южную Осетию в войне с Грузией и де-факто превратила её в ещё одну “российскую” республику, хотя юридически и признав её как отдельное государство. Всё это привело к тому, что осетины как нация и Северная Осетия как республика в составе федерации являются одними из наиболее “пропутинских” регионов страны. В связи с этим люди здесь оказались в том числе и сторонниками войны в Украине, а распространение литер “Z” и “V” приняли просто невероятные масштабы. Мы поговорили с некоторыми осетинами чтобы понять, действительно ли они так сильно поддерживают Путина и если да, то как это проявляется.
“Осетины всегда были готовы воевать за Россию с момента присоединения к ней” — говорит нам Алан, которого мы наняли для того, чтобы он покатал нас по Владикавказу (столица Северной Осетии). У него, как оказалось, есть дочь, которая пока ещё только ходит в начальную школу. Но вот у родных и двоюродных старших братьев Алана есть или были совершеннолетние сыновья, которые отправились на войну в Украине. Многие из них погибли с его слов и с ними уже успели попрощаться.
“Вообще гробы буквально сотнями к нам везут, много наших парней погибает, но ничего, за Россию же! Думаю мы скоро победим этих там нацистов-украинев или кто они там” — говорит Алан с нескрываемой гордостью. Он правда верит в то, что война, которую начал путинский режим совершенно оправдана и имеет смысл. В тоже время в ходе разговора с ним становится совершенно понятно, что он также не особо понимает с кем вообще сражается российская армия и где находится театр военных действий. Для Алана важно лишь то, что боевые действия идут “во славу России и для защиты её жизненно важных интересов”. Что это за слава и какие интересы страны затронуты на территории Украины Алан, естественно, пояснить не может.
“Наши сыновья и отцы всегда были готовы погибнуть за Россию, ведь эта страна так много нам дала” — говорит он после рассказа о том, как много русские сделали для региона со времён Екатерины II и по наше время. Осетины действительно в определенные исторические периоды получали довольно ощутимую поддержку со стороны России, но должны ли они в ответ на это становиться пушечным мясом для путинской войны в Украине, до которой Северной Осетии фактически нет дела? Большой вопрос. Однако, как мы видим, Алан и его семья ответили на него положительно, раз они оказались готовы отправлять на смерть своих сыновей.
“Да здесь Путина любят больше, чем местного главу! Вся республика готова погибнуть за Россию и за нашего национального лидера (Путина)!” — говорит нам Карина, управляющая одного отеля в горах. Нам довольно сложно было понять, как такие люди как она в Северной Осетии оказываются так лояльны путинскому режиму. Ведь из-за войны поток туристов в грядущем сезоне очевидно будет гораздо меньше, если вообще будет. Цены на всё выросли уже в разы, а дальше всё будет только хуже. Однако при всём этом Карина совершенно не унывает: “Бывали у нас сложные времена, сейчас всё гораздо проще. Скоро победим этих нацистов и снова заживём как и раньше”. Очевидно, что она совершенно не понимает, что, во-первых, война идёт не с нацистами, а обычными украинцами, которые лишь просто защищают свой дом от вероломного нападения. Во-вторых, жизни как раньше уже не будет даже в случае победы вооруженных сил Российской Федерации в силу полуразрушенного состояния экономики страны. Сейчас в Северной Осетии ещё не так сильно ощущаются последствия санкции от западных стран. Это обусловлено в целом довольно слаборазвитой экономикой региона и отдалением от крупных финансовых центров. Однако в ближайшие месяц-два Северную Осетию могут ожидать серьезные скачки цен практически на всё, включая продукты питания, которые республика не производит в достаточном количестве для самообеспечения.
“Точно не стоит нагнетать обстановку, наш президент знает что делает и нам остаётся лишь полностью доверять ему и поддерживать любые его действия. Даже если вам что-то не нравится, то вы хотя бы не мешайте своими высказываниями, дезинформацией и протестными выходами на улицу. Эти мы всё равно ничего не докажете и лишь отнимите внимание нашего руководство от управления войсками на фронте” — подводит итог Карина и уходит к пропутинским постояльцам, с которыми она до глубокого вечера пела песни группы “Любэ”, Газманова и других артистов, которые активно поддерживают войну в Украине. Видимо она надеется, что у таких людей не закончатся деньги даже из-за санкций и они будут продолжать ездить к ней даже в случае полной катастрофы для российской экономики.
“Да уж, ну и в заварушку нас наш президент затащил” — говорит Виктор, полковник МВД в отставке, который теперь занимается тем, что содержит семейный гостевой дом. Всё детство он прожил в Грузии и лишь совершеннолетним переехал в Россию. Виктор этнический осетин, но его семья всю жизнь была разделена между двумя странами, которые сейчас имеют довольно напряженные отношения. Его нельзя назвать пропутинским человеком, но и ярым противником режима он также не является. Виктору лишь хочется иметь возможность нормально трудится и содержать семью, развивать своё дело.
“Это надо просто пережить, нам, к сожалению ничего не остаётся делать, я не поддерживаю происходящее, но реально изменить ситуацию могут лишь русские” — говорит он на вопрос о своем отношении к ситуации. Эта позиция показалась нам самой адекватной из услышанных. По ней чётко и ясно можно понять, что осетин никто не спрашивает о том, как они относятся к войне. Они нужны путинскому режиму лишь как пушечное мясо, которое он будет использовать для реализации своих имперских амбиций.
Мы поговорили с гораздо большим количеством людей в Северной Осетии, но именно описанные выше три человека отразили наиболее яркие и чёткие позиции, которых придерживаются все остальные. Из общего у них только то, что всё отчетливо понимают — Россия ведёт войну в Украине, а не какую-то там специальную военную операцию. Зачем нужна эта война, против кого воюют ВС РФ и какой будет итог — на все эти вопросы наши герои отвечают по-разному. Но через все ответы мы можем чётко понять — осетин никто толком то и не спрашивают хотят ли они войны и вообще не придают им какой-либо субъектности, от них лишь ждут чёткого исполнения приказаний Москвы.