ghost
Остальное

«Скоро пойду на завод и буду гнить там до конца своих дней»

7 мая, 2022

Это 6 из 18 часть истории "Глубинная Россия"

Продолжаем серию наших рассказов о глубинной России, о том, как изменилась жизнь людей после 24 февраля и как они к этому относятся. Третий рассказ о Золотом Кольце России.

Ярославль, крупнейший город Золотого Кольца России, который считается его неформальной столицей. Среди остальных населенных пунктов на маршруте его отличает то, что в нем после распада СССР сохранилась промышленность и это позволяет его жителям не просто выживать, а зарабатывать неплохие деньги по меркам европейской России. Средняя зарплата по Ярославской области за 2021 год составила около 42 тыс. рублей, что является довольно хорошим показателем (средняя заработная плата в Ярославской области в 2021 году выросла на 9,3% — Центр || Интерфакс Россия). Люди здесь живут полноценной жизнью, а не выживают, как в Костроме или Владимире. Ярославцы (особенно горожане) живут полноценной современной жизнью, много путешествуют, занимаются спортом, ездят на охоту и рыбалку. Многие жители Ярославля не являются сторонниками президента России и это становится понятно с первых минут нахождения в городе. Здесь практически нет символики, которая так или иначе связана с пропагандой войны в Украине ни на рекламных билбордах, ни на фасадах зданий, ни на автомобилях горожан. Народ здесь явно не поддерживает путинскую агрессию, но и не выступает активно против. С одной стороны, ярославцам есть что терять, с другой — они не готовы жертвовать этим, выходя на протесты, как это происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске. Они гораздо более осторожны, чем жители больших городов.

Объяснение этому лежит на поверхности — очень многие жители Ярославля работают на государственных или частных (но с государственным участием) предприятиях и поэтому могут легко лишиться в случае протеста (в какой бы то ни было форме) хорошо оплачиваемой работы. Об этом нам рассказала Оксана, студентка-химик Ярославского университета, которая этим летом заканчивает обучение, а в сентябре отправится работать на местный нефтеперерабатывающий завод, одно из градообразующих предприятий.

<<У нас бы много народу уже вышло на улицы против войны, но так вышло, что все наше богатство — это заводы, а они, конечно же, государственные>>, – рассказывает нам Оксана, которой и самой предстоит отработать минимум три года на предприятии по целевому направлению. – <<Вот я против войны, и что? Стоит хоть намекнуть об этом, как меня сразу выкинут из университета, а контракт по целевому разорвут и еще заставят платить неустойку, пускай даже через суд. Мы люди с достатком в Ярославле, но только вот не до конца свободны в проявлении своей гражданской позиции>>. Получается так, что ярославцы находятся в довольно затруднительном положении, когда они в отличие от тех же костромичей имеют возможность задуматься над происходящим в силу того, что у них достаточно средств для существования, чтобы не работать в двух-трех местах. С другой стороны, даже имея критическое мышление, они все равно не могут ничего поделать, так как в случае выражения позиции, которая отличается от официальной, они моментально окажутся без работы. <<Вот и получается, что свободы толком нет, но не работать на заводе не получится — деньги ведь только там и есть. Поэтому и я скоро пойду на завод и буду гнить там до конца своих дней. Зато будут деньги хотя бы и возможность путешествовать по миру, это утешает. Грустно только то, что на жизнь свою же мы повлиять не можем, и хоть деньги и есть, а свободы нет. Получается, мы как крепостные крестьяне, приписанные к заводу, только с хорошим барином, который нам денег готов нормально платить. Прямо как было в Ярославле во времена Российской империи>>, подводит итог Оксана.

Так Ярославль остается зажатым в тисках путинского режима, который крепко держится за заводы. И сейчас ярославцы стоят перед выбором: пойти против власти и остаться без денег или же продолжать обсуждать политическую повестку тихо, на кухнях, как это было в советское время. Рисковать или нет, выступая против действующей власти? Вот в чем вопрос. Этот вопрос, мы уверены, задают себе не только жители Ярославля.

Series Navigation<< Предыдущая частьСледующая часть >>